ЗАО "Сирена-Трэвел" оказывает комплексные услуги по бронированию и продаже авиабилетов, а также резервирует и продает места на культурно-зрелищные мероприятия. В начале 2004 года динамично развивающийся бизнес компании потребовал модернизировать центр обработки и хранения данных. При реализации проекта требовалось учесть не только стоимость решения, но и такие критичные показатели, как масштабируемость, производительность и катастрофоустойчивость. Техническое решение по переоснащению "Сирены-Трэвел" было построено на серверных и SAN-решениях компании IBM, работы по реализации проекта выполнила "Корпорация ЮНИ".

Задача

На сегодняшний день "Сирена-Трэвел" обслуживает 50 инверторных центров и более 12 тысяч терминалов, установленных в представительствах крупнейших авиакомпаний, транспортных агентствах и туристических фирмах. Программно-аппаратный комплекс предприятия взаимодействует с системами бронирования авиаперевозчиков, обеспечивая передачу и отображение информации о расписании рейсов, наличии мест и тарифах, а также помогая в реализации авиатранспортных и туристических услуг.

Специфика этого бизнеса предъявляет особо жесткие требования к бесперебойной работе всего вычислительного комплекса. Именно поэтому ставки на аппаратную платформу здесь очень серьезные. С учетом роста компании и увеличением нагрузок старое оборудование, с которым "Сирена-Трэвел" начинала свою деятельность и успешно работала на протяжении нескольких лет, фактически полностью исчерпало свои ресурсы. "Мы начали эксплуатировать свою систему бронирования авиабилетов в 2001 году на сервере Sequent. На нем наша система разрабатывалась, проектировалась, адаптировалась и внедрялась, - говорит генеральный директор "Сирена-Трэвел" Михаил Баскаков. - Мы, надо сказать, очень успешно работали с ним, но уже два года назад понимали, что платформа тупиковая. На первый план выходили проблемы надежности, особенно в летний период (наш бизнес сезонный, и летом нагрузка возрастает в 2-2,5 раза). А любая остановка системы, даже на десять минут, может привести к катастрофическим последствиям, так как, по сути, это повлечет остановку всей авиатранспортной системы". Потому и пришлось модернизировать центр обработки данных предприятия.

Новое оборудование, учитывая рост бизнеса компании, должно было обрабатывать до 12 млн билетов в год, а в перспективе, с учетом пиковых нагрузок, - до 20 млн. "Сегодня мы контролируем около трети всего авиапассажиропотока России, - говорит Михаил Баскаков, - и продаем до 60 тысяч билетов в день. Если переводить эти цифры в деловые транзакции, то поток в 100 транзакций в секунду - нормальное явление. В условиях нашего рынка конкурентным преимуществом становятся надежность, доступность и качество работы". Поэтому список требований к будущей системе включал такие критичные показатели, как производительность, оперативное наращивание вычислительных ресурсов, возможность масштабировать систему без глубокой модернизации архитектуры системы в целом.

При выборе решения принималась во внимание проблема сезонных и скачкообразных нагрузок в период весенне-летнего отпускного сезона. Закладывалась возможность развития системы в течение минимум пяти лет. Кроме того, центр обработки данных следовало защитить от катастроф и обеспечить в нем круглосуточный режим работы. Компании был необходим полностью идентичный (зеркальный) резервный центр обработки данных, который бы брал на себя нагрузку основного в случае выхода его из строя, а также позволял проводить регламентные работы, не прерывая обслуживания клиентов.

Выбор

К выбору техники компания подошла с особой тщательностью. "С одной стороны, мы пытались максимально отсрочить переоснащение, понимая, что нам нужно окупить старое оборудование, - говорит Михаил Баскаков. - По сути, технику поменяли на последнем этапе, когда она практически выработала свои ресурсы. Я глубоко уверен, что лето 2005 года на старом сервере мы бы не отработали". Вопрос выбора нового оборудования решался зимой, когда потоки операций по бронированию билетов уменьшаются. Первоначально "Сирена-Трэвел" рассматривала три основные платформы - IBM, НР и Sun. Долгоге время в компании создавался тестовый макет, где провели нагрузочные испытания решений, предоставленных всеми тремя фирмами. Полученные результаты тестирования и стали решающими в выборе серверного оборудования для ЦОД. Со стороны "Сирена-Трэвел" решение принималось комиссией из семи человек, куда входили не только технические специалисты, но и представители других подразделений, в частности финансовый директор. В течение полугода, пока тестировались рассматриваемые предложения, решались вопросы кредитования, был составлен финансовый план и т. д. В результате этой колоссальной работы была выбрана платформа IBM pSeries P5-570. Исполнителем проекта стала "Корпорации ЮНИ".

"В том периоде, когда перед нами стояла задача выбора нового серверного оборудования, мы попали в очень сложную ситуацию, - говорит Михаил Баскаков. - По большому счету полтора-два года назад никто из производителей не предлагал нужного нам. По-хорошему, нам была бы нужна модель pSeries P5-590, но она вышла уже после того, как мы купили pSeries P5-570. Кроме того, сегодня компания предлагает высокий уровень сервиса. IBM - единственная компания, предложившая заменять вышедшие из строя комплектующие в течение суток, что для нас критически важно".

Мероприятия по выбору аппаратной платформы, а именно перенос программного обеспечения "Сирены-Трэвел" на платформы разных производителей и нагрузочные испытания, стали первым и вторым этапами проекта модернизации ЦОД. Затем система проектировалась, выбирались ее структура, технологии. На этом этапе разработали архитектуру вычислительного комплекса, включающую основной и резервный центр обработки и хранения данных. На завершающем этапе технические эксперты "Корпорации ЮНИ" совместно со специалистами ЗАО "Сирена-Трэвел" и компании IBM произвели монтаж, настройку и запуск системы, проверили работоспособность и взаимодействие всех ее составляющих.

"Сразу закупать максимальную конфигурацию платформы pSeries P5-570 нам было нецелесообразно, поэтому в проекте использована серия опций Capacity On Demand, - комментирует Михаил Баскаков. - Эта платформа обладает всеми вычислительными ресурсами, и сейчас активизирована только их половина, что дает финансовую экономию и позволяет быстро нарастить систему в случае увеличения нагрузки или выхода из строя основного сервера". В качестве системы хранения данных в проекте использованы решения TotalStorage DS4500 объемом до 2 ТБ. Зеркальный резервный центр полностью идентичен основному и повторяет его архитектуру. Таким образом, в "Сирене-Трэвел" был построен комплекс, который состоит из двух узлов, размещенных на разных площадках. На каждом узле находятся сервер pSeries p5-570 и система хранения TotalStorage DS4500. Сеть хранения также дублирована, то есть дублированы все каналы подключения и коммутирующее оборудование.

Был проведен и комплекс работ по инсталляции СУБД Oracle версии 9 и ее интеграции в существующие прикладные системы заказчика. "Наша база данных реализована на Oracle. Она содержит порядка 2 ТБ данных, которые обрабатываются в реальном времени, - комментирует Михаил Баскаков. - В руководстве по Oracle написано, что единственное, чего не умеет эта СУБД, - это решать задачи по бронированию авиационных билетов. Проект, реализованный именно на СУБД Oracle 9, доказал, что это не так". Новый вычислительный комплекс был запущен в эксплуатацию до начала "пикового" сезона продаж авиабилетов, когда объемы продаж вырастают в несколько раз.

Планы

В дальнейшем "Сирена-Трэвел" планирует на базе новой серверной инфраструктуры построить глобальную распределительную систему, которая будет не только обслуживать авиаперевозки, но и возьмет на себя обработку заказов по бронированию мест в отелях, продажу туров и санаторно-курортных услуг, билетов на автобусные перевозки и культурно-зрелищные мероприятия, а также прокату автомобилей.

По оценкам представителей "Сирены-Трэвел", новое оборудование центра обработки данных позволит компании проработать несколько лет, не заботясь об очередном переоснащении. Однако у компании есть планы развития, реализация которых, возможно, "съест" емкость нового ЦОД гораздо раньше. Сегодня "Сирена-Трэвел" работает над двумя крупными проектами. Это стыковка системы с западными системами бронирования и тарификации, которая позволит компании иметь полную информацию по европейским перевозчикам, и так называемый "электронный билет". "Что касается электронных продаж, то пришло время осваивать и этот вид бизнеса, - комментирует Михаил Баскаков. - Мы решили построить, пожалуй, первый российский электронный супермаркет, который станет единым центром реализации авиабилетов и дополнительных услуг. Надеемся, что новая техника себя окупит и поможет осуществить наши планы".