Можно строить сеть для текущих нужд, а можно — с прицелом на будущее, закладывая
функции и свойства, которые могут потребоваться в дальнейшем. Руководство Уральского
оптикомеханического завода (УОМЗ) решило пойти по второму пути, и правильность
такого выбора уже подтверждается.
Уральский оптико-механический завод — одно из старейших предприятий отрасли, основанное в 1850 году, — производит широкую гамму оптоэлектронных приборов как военного, так и гражданского назначения. Головное предприятие УОМЗ находится в Екатеринбурге, восемнадцать филиалов расположены по всей стране от Калининграда до Хабаровска.
То, что локальную вычислительную сеть УОМЗ необходимо модернизировать, на предприятии стало ясно, когда там началось внедрение систем автоматизации — ERP, комплексов САПР, систем документооборота, кадровой службы и т. д. Как это часто бывает, сеть передачи данных была спроектирована так, чтобы удовлетворять лишь минимальным требованиям внедряемого бизнес-приложения. Существовавшей на тот момент инфраструктуры оказалось недостаточно для нормальной работы новых систем, и встал вопрос о ее модернизации, а точнее, о создании новой, более мощной сети. При этом руководство УОМЗ приняло решение строить эту сеть с запасом, учитывая возможность появления новых сервисов. Исполнителями проекта стали компании «АМТ-Груп» и «ОФИН Сигнал».
Но усовершенствования требовала и система телефонии на территории УОМЗ. Значительная часть кабельной канализации вышла из строя и при этом оказалась недоступна для ремонта, поскольку поверх старых люков в ряде мест были построены сооружения или положен асфальт. Конечно, вычислительную и телефонную сети можно было обновлять независимо друг от друга, но единая структура, способная передавать как данные, так и голосовой трафик, обладает рядом существенных преимуществ. Позже, уже в ходе проекта, к мультисервисной сети УОМЗ были подключены системы видеоконференцсвязи, видеонаблюдения, охранно-пожарной сигнализации, контроля доступа — развивать и поддерживать их по отдельности было бы значительно сложнее.
Дополнительные затраты «на мультисервисность» обусловлены тем, что все виды
трафика должны передаваться с теми же (или более высокими) показателями качества
и надежности, что и в специализированных сетях. Так, IP-телефония требует поддержки
качества обслуживания (QoS), способности коммутаторов опознавать IP-телефоны,
подачи электропитания через Ethernet — и, разумеется, резервирования, которое,
впрочем, не будет лишним и для обычной сети передачи данных.
«АМТ-Груп» реализовала проект на базе оборудования Cisco Systems. «В самом проекте
сети для нас не было чего-либо сверхъестественного или абсолютно нового, — рассказывает
директор департамента корпоративных проектов “АМТ-Груп” Сергей Турчин. — Мы
использовали хорошо знакомые технологии и неоднократно проверенные решения».
Сеть УОМЗ построена в соответствии с классической трехуровневой архитектурой —
ядро, уровень распределения, уровень доступа. На всех уровнях сети, кроме уровня
доступа, обеспечено двойное резервирование устройств и каналов связи. Сервер
Cisco Call Manager (CCM), управляющий IP-телефонной сетью, выполнен с тройным
резервированием. Для связи между корпусами прокладывались новые волоконно-оптические
кабели.
Первой была модернизирована сеть головного предприятия в Екатеринбурге. Сейчас аналогичные проекты реализуются в филиалах компании, которых в общей сложности насчитывается восемнадцать; для связи с центральным офисом используются арендованные каналы. В офисах филиалов серверы CCM не устанавливаются — все IP-телефонные звонки, включая внутренние, обслуживаются екатеринбургским сервером. На случай аварии канала на сетевых маршрутизаторах установлено ПО SRST (Survivable Remote Site Telephony), которое возьмет на себя обслуживание внутренней сети голосовой связи, если главный сервер окажется недоступен. Маршрутизаторы обоудованы также шлюзами VoIP для выхода в городскую телефонную сеть.
Не все телефонные аппараты были заменены IP-телефонами — на столах многих сотрудников остались аналоговые устройства, подключенные к IP-сети через многопортовые шлюзы (в такие же шлюзы включены и факсы). Аналоговая телефония, естественно, сохраняется там, куда еще не протянута новая IP-сеть, в частности в некоторых цехах и иных производственных подразделениях.
В ходе проведения работ внедрялись и другие системы, реализация которых изначально не предполагалась, — например, комплекс видеонаблюдения. Необходимо отметить, что видеонаблюдение на УОМЗ имеет не только охранные функции, но используется и для контроля производственных процессов. Видеокамеры наряду с датчиками охранной и пожарной сигнализации, а также средствами контроля доступа подключены к портам локальной вычислительной сети, — соответственно не было необходимости создавать для каждой системы отдельную физическую сеть.
Если некоторые организации рассматривают видеосвязь как красивую игрушку, не очень полезную с практической точки зрения, то к УОМЗ это никак не относится. Система видеоконференцсвязи для филиальной сети здесь моментально и очень органично вписалась в производственный процесс. (Сотрудникам «АМТ-Груп» запомнился эпизод, когда демонстрация возможностей нового оборудования плавно перешла в рабочее совещание между центральным офисом и одним из филиалов.) Теперь по видеоконференцсвязи проводятся все селекторные совещания, и визуальные коммуникации, по мнению руководства УОМЗ, повышают их эффективность. Видеосвязь осуществляется все по той же мультисервисной сети, что позволяет считать проект выполненным в рамках концепции Unified Communications.
Проект стартовал в 2003 году и рассчитан на пять лет. К концу этого срока новая сеть должна охватить все филиалы и полностью окупить инвестиции. Это произойдет за счет повышения производительности труда, снижения затрат на поддержку (вместо нескольких сетей надо будет обслуживать только одну), отказа от модернизации устаревших систем — прежде всего телефонной. Благодаря внедрению видеоконференцсвязи уже удалось существенно сократить затраты на командировки. Ожидается также, что реализация проекта повысит инвестиционную привлекательность компании.
К настоящему времени завершены работы на головном предприятии и в пяти филиалах. Система насчитывает более 2000 абонентов IP-телефонии, свыше сорока узлов сети на территории завода, 3800 портов ЛВС. Окончание работ запланировано на 2008 год.