Помещение диспетчерского центра не всегда подходит для видеостены — маленький
размер или неудобная форма могут значительно осложнить техническую задачу. При
установке графического табло для информационно-управляющей системы хозяйства
энергоснабжения Западно-Сибирской железной дороги проблему удалось решить с
помощью проекционных модулей Mitsubishi Electric: они позволяют проводить все
техническое обслуживание с фронтальной стороны и допускают установку вплотную
к стене помещения.
В последние годы при переоснащении диспетчерских залов, ситуационных и информационно-аналитических центров все чаще устанавливаются видеостены, которые с успехом заменяют прежнее оборудование — мнемощиты или отдельные мониторы. Ряд подобных проектов был реализован, в частности, компанией Polymedia — системным интегратором, специализирующимся в области построения систем отображения информации. Ниже речь пойдет об одном из них, выполненном в середине прошлого года для центрального диспетчерского пункта Единой информационно-управляющей системы хозяйства энергоснабжения Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД).
Недостаток
пространства
Раньше данные мониторинга отображались в диспетчерском пункте на нескольких экранах, за каждым из которых был закреплен свой участок. Новое ПО позволяло представить всю поступающую информацию на одной мнемосхеме с высоким разрешением, но для отображения такой мнемосхемы существовавшее оборудование не подходило. Поэтому требовалась установка большого экрана коллективного пользования.
Сразу же встал вопрос о том, как расположить экран с соблюдением действующих норм по оптимальному размещению зрителей. Выполнение эргономических стандартов на рабочих местах в таких проектах является жизненно важным — от него зависит сохранение физической формы диспетчеров, а значит, и безопасность работы наблюдаемой системы.
В связи с этим экраны большой информационной емкости предъявляют жесткие требования к углам обзора, расстоянию до дисплея и его размерам, уровню шума охлаждающих систем и многим другим параметрам. Так что помещение диспетчерского зала должно быть довольно большим. Пока использовались отдельные мониторы, имеющийся зал в здании ЗСЖД вполне удовлетворял эргономическим стандартам. Но для видеостены с требуемыми характеристиками он уже оказался мал. Точнее, его хватало «впритык» в самом буквальном смысле этого слова — только при условии, что видеостена будет установлена вплотную к стене самого зала. Между тем проекционные кубы базовых моделей имеют глубину как минимум 540 мм, причем для их установки и дальнейшего обслуживания необходимо оставить с тыловой части еще не менее 80 см технологического пространства, а дополнительное оборудование (системы управления, охлаждения, бесперебойного питания) также занимает существенный объем.
В подобных ситуациях заказчикам до недавнего времени приходилось либо отказываться от установки современных систем отображения, либо перепланировать помещение. Третья возможность открылась при появлении на российском рынке проекционных модулей с фронтальным доступом, которые допускают обслуживание спереди и не имеют монтажных и сервисных ограничений, т. е. могут устанавливаться практически вплотную к стене. Такого оборудования пока немного, и его выбор поэтому несложен. Специалисты Polymedia считают лучшими в данном классе фронтальные видеокубы, выпускаемые компанией Mitsubishi Electric. Именно они использованы в проекте для ЗСЖД.
Видеостена
В диспетчерском зале хозяйства энергоснабжения ЗСЖД смонтирована графическая стена из восьми фронтальных проекционных модулей Mitsubishi VS-50XLF21U (техническим заданием предусматривался общий размер экрана не более 4,5Ч2,0 м и разрешение 4096Ч1536). Благодаря применению фронтальных модулей стену удалось расположить с соблюдением эргономических требований. Кроме того, инженеры Polymedia предложили заказчику еще ряд конструкционных решений, позволяющих сэкономить рабочее пространство при размещении дополнительного оборудования.
Одной из наиболее интересных и удачных своих разработок для данного проекта специалисты Polymedia считают подставку под видеостену, которая одновременно служит шкафом для оборудования. Внутри этой подставки, созданной в проектно-конструкторском бюро компании и исполненной в соответствии с дизайнерскими решениями зала, размещены управляющий контроллер Jupiter Fusion 940, устройства управления проекционным модулем, система бесперебойного питания линейного типа POWERWARE 9125 емкостью 5000 B·A и др. В нее же вмонтированы дополнительные системы охлаждения, которые поддерживают оптимальный температурный режим работы оборудования и позволяют сохранить стабильную температуру диспетчерского зала.
На графическую стену выводится динамическая мнемосхема, отображающая всю электросеть Западно-Сибирской железной дороги. Наводя курсор мыши на тот или иной объект или участок схемы и щелкая кнопкой, диспетчер может открывать дополнительные окна с более подробной информацией о выбранном объекте (участке). Имеющееся программное обеспечение предусматривает несколько различных режимов и сценариев отображения информации и позволяет проводить мониторинг состояния электроснабжения по разным схемам:
- электроснабжение всей дороги;
- внешнее электроснабжение с разбивкой по пяти энергосистемам;
- щитовые схемы энергодиспетчерских участков;
- ретроспективный показ изменения схем электроснабжения;
- учет и анализ повреждений и отказов в работе устройств электроснабжения и др.
По мнению заказчиков, организация такого многофакторного мониторинга, надежность, износостойкость и удобство сервисного обслуживания видеостены, безусловно, положительно сказались на стабильности работы системы электроснабжения, безопасности и оптимизации энергозатрат. Новая система визуализации данных идеальна «для координации управления и оперативного контроля устройств электроснабжения дороги, обработки оперативно-технологической информации», считает главный энергодиспетчер Службы электрификации и электроснабжения Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД» Елена Московских.
В настоящее время компания Polymedia ведет гарантийное обслуживание оборудования
и осуществляет оперативное техническое консультирование заказчика по телефону.
Заказчик заинтересован в увеличении графического экрана, и при изыскании соответствующих
финансовых средств работы будут продолжены.