Как выясняется, большинство компаний стремятся тесно работать с ограниченным кругом компаний-поставщиков, но при этом все же оставляют возможность для маневра, взаимодействуя более чем с одним вендором. Компания "АЛРОСА" - исключение из этого правила.

"АЛРОСА" - крупнейшая в Российской Федерации компания, занимающаяся разведкой, добычей, обработкой и реализацией алмазов, а также производством бриллиантов. Объем производства "АЛРОСА" составляет почти 100% всех алмазов, добываемых в России, и более 20% мировой добычи.

Компания эксплуатирует масштабный парк компьютерного оборудования, используемого как для решения стандартных офисных задач, так и для работы корпоративных систем автоматизации бизнес-процессов. В течение ряда лет у "АЛРОСА" не было корпоративного стандарта на использование вычислительной техники. В таких условиях оборудование от различных производителей закупалось у различных поставщиков. Все ИТ-оборудование компании эксплуатируется преимущественно в Якутии, в удалении от сервисных центров основных производителей. Поэтому нередко возникали проблемы с ремонтом и регламентным техническим обслуживанием закупленной техники. Сроки восстановления оборудования были неоправданно долгими, а стоимость технического обслуживания - завышенной. Кроме того, возникали проблемы подготовки специалистов для обслуживания компьютерной техники, что также отражалось на стоимости владения системами.

В условиях современного бизнеса такая ситуация была недопустима, и руководство "АЛРОСА" приняло решение унифицировать парк средств вычислительной техники. Для этого был организован тендер с участием крупнейших вендоров и ряда российских компаний, производящих компьютерное оборудование. Победителем стала компания НР, и по условиям соглашения с ней "АЛРОСА" рассматривает целый комплекс оборудования и программного обеспечения HP одним из основных стандартов развития своих информационных систем. По тем же условиям "АЛРОСА" в 2005-2006 гг. приобретет у НР широкий спектр средств вычислительной техники, начиная с расходных материалов и заканчивая сложными программными и высокотехнологичными серверными решениями. Поставщиком всех этих программных и аппаратных средств выступает компания TopS BI, с которой в проектах создания и развития ИТ-инфраструктуры "АЛРОСА" работает уже с 1995 г.

"Все оборудование сертифицировано ведущими производителями программного обеспечения, то есть на этих аппаратных платформах гарантирована надежная работа всех программных средств, используемых в нашей компании", - говорит Сергей Авдеев, заместитель главного инженера по автоматизации и связи АК "АЛРОСА" .

По его словам, для "АЛРОСА" удобно, что сформированные цены поставщика включают все затраты (растаможивание, НДС и логистику), товар оплачивается по факту поставки в течение 50 дней после подписания акта приемки. Важно и другое - один поставщик может поставлять широкий спектр оборудования в течение года разными долями, а компания получает на все оборудование корпоративные скидки.

Процедура заказа упрощена. Существует типовой договор для всех подразделений "АЛРОСА", оборудование выбирается из реестра поставки, который согласовывается один раз в квартал. В данный момент разрабатывается система заказа через электронный магазин.

Немаловажно и то, что в якутском городе Мирный, где сосредоточена деятельность по добыче и обработке сырья, открыт сервисный центр по гарантийному ремонту всего поставляемого оборудования.

"Анализ инвестиций в ИТ-оборудование может быть объективен при рассмотрении не только закупочной стоимости отдельно взятого изделия, но и стоимости владения всей ИТ-инфраструктурой компании, - говорит Авдеев. - А она включает в себя затраты на ремонт, запчасти, обучение сотрудников, интеграцию, затраты на устранение сбоев программного обеспечения и т. д. Мы оптимизируем стоимость владения корпоративной ИТ-инфраструктурой, унифицируя номенклатуру средств вычислительной техники. Это позволяет компании снизить общие затраты на вычислительную технику за счет ее высокого качества и принятия единого корпоративного стандарта".