История фабрики красоты

Если красоте действительно суждено спасти мир, то весьма заметную роль в этом спасении, несомненно, сыграет удивительная продукция Ломоносовского фарфорового завода. ЛФЗ, принадлежавший когда-то царствующему дому Романовых и носивший название Императорской фарфоровой мануфактуры, был основан в 1744 году талантливым химиком Д. И. Виноградовым, соратником знаменитого М. В. Ломоносова. Виноградов создал в России собственную технологию изготовления фарфора — до него европейская монополия на этот процесс принадлежала Саксонскому княжеству, тщательно охранявшему свое ноу-хау.

Во времена императрицы Елизаветы фарфоровая мануфактура располагалась в 10 верстах от Санкт-Петербурга, но с тех пор город разросся и поглотил заводской комплекс. Детище Виноградова за два с половиной века тоже выросло, превратившись в крупный международный брэнд. Сегодня фарфор с маркой ЛФЗ можно встретить в крупнейших музеях России и Запада: в питерском Эрмитаже, в московском Историческом музее, в лондонском музее Виктории и Альберта, в нью-йоркском Метрополитен-музее и т. д.

Наряду с эксклюзивными авторскими работами ЛФЗ выпускает и массовую продукцию, которая тем не менее всегда отличается изысканностью, красотой и функциональностью, составляя — без всякого преувеличения — гордость нашей страны. Во многих российских домах сегодня можно встретить изящные сервизы с вензелем ЛФЗ и с простым, но эффектным узором "кобальтовая сетка", давно ставшим визитной карточкой завода.

Всего ЛФЗ выпускает сегодня более 500 наименований изделий, включая чайные, кофейные и столовые сервизы, отдельные предметы посуды, сувенирно-подарочные изделия, жанровую и анималистическую скульптуру, вазы, декоративные блюда и т. п. Изделия из твердого, мягкого и костяного фарфора декорируются надглазурной и подглазурной росписью — ручным, механизированным и комбинированным способами; наряду с красками в декоре применяются и редкие драгоценные металлы. Рядом с современными формами и росписью в ассортименте ЛФЗ можно найти реплики музейных экспонатов XVIII—XIX вв. и фирменную посуду с логотипом и монограммой заказчика.

Последние десятилетия были для предприятия непростыми — ЛФЗ не миновали перипетии постсоветской эпохи, в том числе связанные с проблемой собственности. В 1993 году завод был приватизирован, сначала предприятие было преобразовано в ЗАО, потом — в ОАО. В 1998 году 54% акций ЛФЗ оказалось в руках американских инвестиционных фондов TUSRIF и KKR. В 2002 году завод снова стал российской собственностью — контрольный пакет акций ЛФЗ перешел в руки финансовой корпорации "НИКойл", а пост генерального директора занял Николай Гордеев.

Профиль клиента

Компания:
Ломоносовский фарфоровый завод

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководитель:
Николай Гордеев, генеральный директор; Елена Ульянова, финансовый директор

Проблема:
Автоматизация управления финансами, складом и сбытом

Профиль партнера

Компания:
"ЭпикРус"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Александр Гомонов, директор по развитию бизнеса

Решение:
Внедрение корпоративной информационной системы на базе ПО Epicor Platinum и infor:COM

В новый век с новыми технологиями

Исторические традиции ЛФЗ успешно совмещает с использованием современных информационных технологий. Уже американские инвесторы сознавали необходимость перевести предприятие на современные методы ведения бизнеса. В числе прочего перед заводом была поставлена задача наладить формирование отчетности в соответствии с западными стандартами. Между тем до самого конца 1990-х отчеты на ЛФЗ готовились старыми методами — на основе рукописных реестров. Их оперативность (а зачастую и достоверность) оставляла желать лучшего: нужные данные, как правило, удавалось получить лишь с месячным опозданием.

Вычислительная техника на ЛФЗ тоже была устаревшей и требовала модернизации. Но прежде всего заводу было необходимо переосмыслить бизнес-процессы, построить модель, предусматривающую выделение центра ответственности и механизм получения достоверных данных.

"Многие предприятия идут по пути решения только вопросов бухгалтерского учета; в таких случаях информационные системы настраиваются один раз и меняются только при изменении законодательства, — говорит Елена Ульянова, финансовый директор ЛФЗ. — Мы пошли по другому пути. Для нас основной целью внедрения системы было создание механизма контроля бизнес-процессов, что подразумевает возможность оперативной перенастройки системы. Наша финансовая служба выступает как служба поддержки бизнеса компании, структура нашей отчетности меняется с изменением бизнес-процессов, что способствует развитию предприятия, а не замедляет его".

Критерии выбора программного продукта для ЛФЗ были по сути достаточно естественными: система должна была обеспечивать интегрированный учет производства и финансов, быстроту выполнения операций и устойчивую работу, а также возможность детально разграничивать права доступа для пользователей — с точностью до операции и конкретного поля таблицы. От финансового блока требовалась адаптированность к требованиям российского бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, было желательно, чтобы стандартные средства системы максимально удовлетворяли потребностям пользователей — при достаточной гибкости настройки.

Проанализировав российский рынок ERP-систем, руководство ЛФЗ летом 2000 года пришло к выводу, что наиболее гибкое решение при разумной цене предоставляет система финансового учета, предлагаемая московской компанией "ЭпикРус". В то время эта компания продвигала в России программные продукты лишь одного западного поставщика — американской корпорации Epicor Software (http://www.epicor.com). Было принято решение автоматизировать бизнес-процессы ЛФЗ на базе двух пакетов Epicor — финансовой системы Platinum и системы учета производственных процессов Vantage.

"ЭпикРус"
http://www.epicrus.ru
Компания, образованная в 1994 году (до ноября 2000 года называлась Platinum Software), имеет статус эксклюзивного дистрибьютора корпораций Epicor Software и infor business solutions в России, проводя адаптацию и внедрение выпускаемых ими программных продуктов. Сотрудники “ЭпикРус” также участвуют в международных проектах локализации продуктов Epicor Software для рынков Германии, Франции, Греции и Латинской Америки.

В штате компании более 100 специалистов — консультантов, программистов, бухгалтеров и т. п. Решения “ЭпикРус” к настоящему времени внедрены более чем на 250 российских предприятиях.

Сначала финансы, потом сбыт и производство

Заключив договор, партнеры создали команду внедрения. Со стороны "ЭпикРус" в нее в разное время входили пять специалистов. В ходе формирования технического задания специалисты ЛФЗ вместе с партнерами выстроили модель бизнес-процессов завода, затем началось внедрение.

К первому этапу внедрения на ЛФЗ приступили осенью 2000 года. На завод приехали консультанты из "ЭпикРус", и уже в конце года был внедрен модуль Platinum "Финансы". С 1 января 2001 года финансовый учет на заводе осуществлялся в этой системе.

Обучение сотрудников ЛФЗ, по словам Елены Ульяновой, здесь шло естественным путем: "Группа внедрения получила сорокачасовой тренинг, организованный "ЭпикРус". Затем ключевые менеджеры, уже освоившие систему, обучали своих сотрудников. Например, главный бухгалтер полностью настроила параметры системы и обучила работе бухгалтерию. Обучение работников склада и отдела продаж проводилось тоже участниками группы внедрения — сотрудниками финансовой службы завода".

Следующий этап включал автоматизацию складских операций и сбыта на базе системы Vantage. Здесь необходимо отметить, что проект автоматизации ЛФЗ стал важной вехой не только для завода, но и для его партнера, компании "ЭпикРус". В ходе пробной эксплуатации Vantage в 2001 году бухгалтерские и финансовые службы ЛФЗ выявили ряд недостатков этого пакета. Дело в том, что система Vantage, в отличие от Platinum, — достаточно новый продукт в ассортименте решений компании Epicor, не успевший пройти должную апробацию у сотрудников "ЭпикРус".

"Если в области финансов продукты Epicor обеспечивают прекрасные результаты, то для автоматизации производственных процессов явно требовалось более гибкое и мощное средство", — говорит Александр Гомонов, директор по развитию бизнеса компании "ЭпикРус". Поставив себе цель расширить ассортимент предлагаемых решений, специалисты "ЭпикРус" в то время уже активно искали ПО, хорошо зарекомендовавшее себя именно в сфере автоматизации производственных процессов, и такое альтернативное решение было найдено. После тщательного сравнительного анализа "ЭпикРус" заключила соглашение с немецкой корпорацией infor business solutions AG (http://www.infor.de), разработавшей ERP-систему infor:COM.

Вопреки поговорке, не рекомендующей менять коней на переправе, внедренцам из "ЭпикРус" удалось очень быстро освоить и локализовать новый для них продукт — что, между прочим, может служить косвенным свидетельством "дружественности", гибкости и интуитивности ПО infor:COM. Уже в октябре 2001 года система infor заработала на ЛФЗ, а с февраля 2002 года учет складских и сбытовых операций полностью переведен с Vantage на немецкую систему.

На пороге нового этапа

Сегодня с автоматизированной системой на ЛФЗ работает около 100 человек, в том числе 25 специалистов финансовой службы и 20 человек, занимающихся продажами и логистикой. Внедрение на ЛФЗ вряд ли можно назвать по-настоящему крупным, однако масштабы и не были целью его участников. Зато эффективность проекта не вызывает сомнений у специалистов завода. В числе основных итогов завершившегося этапа — автоматизация финансов, складского учета и других направлений деятельности, обеспечивающая более рациональное распределение ресурсов, эффективный контроль основных бизнес-процессов и более оперативное и качественное принятие решений.

Главный бухгалтер завода получил возможность настраивать системные параметры. Система обеспечивает сбор необходимой информации, освобождая от этого аналитиков. "Можно отметить, что до начала процесса автоматизации основная отчетность предоставлялась раз в месяц — чаще при наличии крайней необходимости или если ее могли подготовить сами пользователи, — говорит Елена Ульянова. — В настоящее время каждый пользователь может получить необходимые оперативные данные в онлайновом режиме. Естественно, это не касается фактических затрат, которые формируются после закрытия периода. Но главный выигрыш от внедрения — повышение стоимости компании за счет открытости и увеличения эффективности".

Полученное преимущество упрощает заводу реализацию поставленных бизнес-целей и планов дальнейшего развития. Эти достаточно амбициозные планы касаются не только российского рынка. Недавно ЛФЗ заключил соглашение с французской компанией Deshoulieres, предусматривающее обмен технологиями и транснациональное сотрудничество в области продаж и маркетинга.

Стремясь расширить производство, завод готовит запуск нового литейно-формовочного цеха, ориентированного на новые технологии, что, как ожидается, улучшит качество продукции, позволит разнообразить ассортимент, увеличить долю экспорта. Намечено увеличение доли выпуска уникальных высокохудожественных изделий, включая реплики экспонатов из коллекции императорского фарфора.

Планируется также активная экспансия питерского предприятия на московский рынок, в частности, создание в столице 10 собственных торговых точек. Программа развития московской сбытовой сети ЛФЗ, ориентированной на покупателей с высоким и средним уровнем доходов, рассчитана на пять лет. Затраты здесь, по оценкам руководства компании, составят 3—10 млн долл. Сейчас в Санкт-Петербурге действует пять магазинов ЛФЗ, в Москве в июне 2002 года был открыт первый бутик в торговом комплексе "Берлинский дом". Можно предположить, что заложенные в продуктах Epicor и infor возможности расширения информационной системы в соответствии с развитием бизнес-структуры окажутся при этом весьма кстати.

Сотрудничество между ЛФЗ и "ЭпикРус" продолжается — московская компания известна своим бережным отношением к клиентам, в том числе и после завершения проектов. Пользователи направляют партнерам свои замечания и пожелания, которые оперативно учитываются. Поле для расширения сферы использования ERP-систем на заводе остается: пока еще не вся информация о заказах проходит через систему infor:COM, а в оформлении экранных форм сотрудники склада ЛФЗ отмечают отдельные неудобства, подлежащие устранению. Так что проект продолжается.

Новое руководство ЛФЗ прекрасно сознает жизненную важность информационных технологий для предприятия — в 2001 году, по словам Елены Ульяновой, на развитие ИТ было выделено 100 тыс. долл., в том числе на дополнительную закупку техники, внедрение системы, покупку лицензий и т. д. "В 2003 году мы планируем закончить внедрение системы infor в части производственного учета, установить новое ПО во все наши магазины, обновить Интернет-сайт", — говорит финансовый директор.

А мне вспоминаются мои знакомые россияне, живущие сейчас в Нью-Йорке, но регулярно навещающие родину. Бывая в Москве, они каждый раз увозят с собой новое изделие с вензелем ЛФЗ. И понять их нетрудно.

ОАО "Ломоносовский фарфоровый завод"
http://www.lomonosov.ru
Основанный в 1744 году как Императорская фарфоровая мануфактура, завод стал одним из немногих ныне действующих предприятий, переживших революции и войны, целые исторические эпохи. При этом на протяжении почти трех веков он постоянно развивался при сохранении давних традиций. В настоящее время ЛФЗ выпускает более 500 наименований изделий из твердого, мягкого и костяного фарфора, среди которых как эксклюзивные авторские работы, так и массовая продукция. Фарфор ЛФЗ декорируется надглазурной и подглазурной росписью с использованием красок и редких драгоценных металлов. Продукция завода экспортируется в десятки стран мира, включая Германию, США, Англию, Швецию, Норвегию, Канаду.