Попытки на примерах из практики проиллюстрировать особенности новых ИТ-направлений, как правило, не отличаются оригинальностью. Несколько крупных поставщиков, объединенных бизнес-процессами взаимных поставок, служат примером актуальности внедрения технологий электронного бизнеса. Крупное судостроительное предприятие или машиностроительный концерн призваны демонстрировать перспективность методов сквозного проектирования и изготовления продукции с использованием единого решения ERP/CAD/PDM. Термины «интеграция» и «комплексность» в разговорах об этом попадаются буквально на каждом шагу.
Интересно, однако, что в действительности многие из современных тенденций корпоративной автоматизации неплохо просматриваются на куда более скромных предприятиях, которых в России, между прочим, насчитываются тысячи.
Комплекс проблем по полной программе
Производственное предприятие «Автотерм», образованное около двух лет назад на базе Самарского завода имени Масленникова (ЗИМ), начало свою деятельность с освоения нового изделия — пускового подогревателя, обеспечивающего надежный запуск автомобильного двигателя в зимний период. Пытаясь повысить собственную конкурентоспособность, предприятие неминуемо должно было столкнуться с массой проблем, характерных для такой динамичной сферы, как автомобилестроение, где быстрые изменения определяются технологическим прогрессом и вкусами потребителя.
Любое производство, так или иначе связанное с этой отраслью, обязано оперативно откликаться на текущие запросы рынка, заранее моделировать будущие потребности. К предприятию «Автотерм» все это имеет самое непосредственное отношение. Выпускаемые заводом пусковые подогреватели — это автономные устройства (своего рода двигатель в миниатюре), в производстве которых задействован весьма широкий спектр конструкционных материалов, комплектующих и технологических процессов. Корпус устройства изготавливается методом литья под давлением. Здесь же налажено (как и на многих небольших производствах) изготовление пластмассовых деталей. Многие операции, в частности, поверхностная обработка изделий, выполняются сторонними подрядчиками «Автотерма».
Механическая часть подогревателя дополняется системой электронного контроля. Водитель имеет возможность задать на панели управления точное время, по достижении которого устройство включится автоматически и через заданный промежуток прогреет охлаждающую жидкость двигателя до нужной температуры.
Естественно, все механические и электронные компоненты необходимо собрать в единый комплекс, проверив массу независимых параметров его работоспособности на специальном оборудовании, и лишь затем отправить на склад. Но это лишь техническая сторона производства. Вторая часть — это продвижение и маркетинг продукции. Заниматься продвижением нового изделия всегда трудно, тем более что потребности в устройствах подобного класса на территории нашей страны вряд ли можно считать изученными. Ясно, что продажи подогревателей имеют ярко выраженный сезонный характер и к тому же сильно зависят от климатических условий в том или ином регионе, соответствующей структуры автопарка, сложившихся традиций его эксплуатации. Учитывая совместное влияние данных факторов на емкость рынка и их малую изученность, сделать какие-либо количественные выводы о спросе практически невозможно. А ведь производство надо еще и развивать...
Итак, предприятие «Автотерм», будучи небольшим по размеру, тем не менее решает весьма непростые проблемы организации производства и сбыта. Потребности в информационной поддержке в этих условиях ощущаются как нельзя отчетливее.
Профиль клиента |
---|
Компания: Местонахождение: Руководитель: Проблема: |
Профиль партнера |
---|
Компания: Местонахождение: Руководитель: Решение: |
Начинаем с производственного планирования
Поставив себе цель прежде всего решить проблемы с учетом материальных ресурсов и планированием производственного процесса, руководство предприятия остановило выбор на системе «БЭСТ-Про» компании «Интеллект-Сервис» (http://www.bestnet.ru). Практическая реализация задуманного началась именно с вопросов автоматизации самого процесса производства. «Задача управления на нашем предприятии состоит прежде всего в том, чтобы поддержать выбранный ритм производственного процесса, — говорит главный конструктор завода «Автотерм» Геннадий Жебелев. — Иными словами, запланировав на следующий месяц изготовление определенного количества готовых изделий, мы должны четко знать, сколько у нас имеется необходимых комплектующих, сколько и когда необходимо заказать у поставщиков с учетом запланированного прироста объема выпуска готовой продукции, сроков поставки различных комплектующих, размеров партий и ряда других параметров». По сути, эти слова без малейшего искажения смысла можно было бы совсем кратко переформулировать профессиональными терминами корпоративных ИТ: предприятию необходима была система класса MRP II. А самое общее определение этой концепции как раз и дано в вышеприведенной цитате.
Руководство «Автотерма» само пришло к необходимости работать в соответствии с указанным стандартом, хотя вовсе не употребляет «загадочную» аббревиатуру MRP. Все ключевые концептуальные понятия, на которых зиждется этот известный стандарт производственного планирования («разузлование» изделия, заказ, политика и система заказа, номенклатурные позиции и т. д.), в тех или иных терминах были известны управленческому персоналу российских предприятий уже давно, и лишь неразвитость рыночных механизмов сдерживала распространение MRP в России. В настоящий момент планирование потребностей в материальных ресурсах осуществляется на "Автотерме" в системе «БЭСТ-Про», а большинство вышеприведенных понятий имеют вполне конкретное содержание в контексте проекта.
«Горизонт планирования закупки комплектующих с учетом имеющихся на складе составляет один месяц, — говорит Геннадий Жебелев. — Кроме того, у нас имеется перспективный план на год по готовой продукции с разбивкой по месяцам. Прирост производства продукции каждый месяц составляет 50—100 единиц, и к концу года мы собираемся производить около уже 1000 изделий ежемесячно». Эту мысль снова можно переформулировать языком международных стандартов управления — в точном соответствии с ними предприятие формирует объемно-календарный план (master planning scheduling) с разбивкой по периодам и на его основе составляет план пополнения запасов в соответствии со спецификацией MRP II.
Пару лет назад — многие это хорошо помнят — главным объектом споров, касающихся функционала и полноты систем комплексной автоматизации производства, как раз и была данная спецификация. В настоящее время такие споры поутихли, переместившись в несколько иную плоскость. Теперь больше говорят либо об электронном взаимодействии — переднем крае систем корпоративной автоматизации, либо о так называемой «сквозной» автоматизации производства (ERP/CAD/PDM), охватывающей весь жизненный цикл продукции — от проектирования до утилизации. При этом в качестве аргументов в большинстве случаев выбираются вполне стандартные доводы, взятые из многочисленных переводных и рекламных публикаций. Создается впечатление, что предмет спора оторван от реальной действительности. И все же это не совсем так. Описанное в данной статье предприятие вовсе не принадлежит к «грандам» промышленности, чье развитие определяет направления развития корпоративной автоматизации сегодняшнего дня. И вместе с тем оно типично для местного рынка. Глядя на развитие "Автотерма", можно заметить, что смещение акцентов в области ИТ-поддержки производства — далеко не абстрактная вещь даже для средних предприятий регионального уровня в России.
Подчеркнем еще раз, что на заводе «Автотерм» при помощи "БЭСТ-Про" осуществляется оперативное планирование потребности в комплектующих при производстве машиностроительного изделия средней сложности, на основе составленного заранее объемно-календарного плана. Это по сути и есть ключевая проблема, решаемая системами класса MRP II, и с позиций сегодняшнего дня уже кажется, что жаркие споры о поддержке данной спецификации были пару лет назад искусственно раздуты. Алгоритмы MRP II вполне доступны для понимания, опубликованы и подробно обсуждены в сотнях публикаций и, кроме того, в принципе знакомы отечественным промышленникам. На практике, однако, дело обстоит несколько сложнее. Во-первых, большое (иногда решающее) значение имеют детали информационной поддержки. Во-вторых, даже на небольших предприятиях автоматизация планирования материальных ресурсов не только не решает смежных проблем, а наоборот, ставит их еще более остро. Примерно таким образом обстоят дела и на предприятии «Автотерм».
Конструктор — ключевая фигура
Динамичное производство невозможно не только без четкой системы планирования, но и без непрерывной разработки новых моделей продукции. «На нашем предприятии, — говорит Геннадий Жебелев, — работает немногим более 200 человек, и из них свыше тридцати — сотрудники конструкторско-технологического отдела. Наращивая объемы производства, мы уже сегодня вынуждены думать о перспективных моделях, и в этом нам сильно помогает система автоматизированного проектирования. Сейчас мы работаем над вариантами подогревателей для большегрузных автомобилей».
Для конструкторской подготовки изделий «Автотерм» использует систему «Компас» петербургской фирмы «Аскон». Когда в прессе упоминается совместное внедрение систем управления производством и продуктов класса САПР, обязательно речь заходит и о технологиях поддержки жизненного цикла продукции (PDM — Product Data Management). Интеграция ресурсов ERP и САПР действительно важна, причем не только для крупных предприятий со сложным процессом производства и длительным жизненным циклом продукции. Уровень вложенности спецификации подогревателей, выпускаемых «Автотермом», не превышает четырех-пяти, но отслеживать комплектующие индивидуально в данном случае вряд ли возможно. И хотя "Компас" и «БЭСТ-Про» сегодня работают на заводе автономно, их взаимная увязка рано или поздно обязательно состоится.
Что касается «Компаса», в настоящее время поставщики ERP-решений для средних предприятий — и, что примечательно, зарубежные производители — действительно проявляют активный интерес к интеграции их продукции с данной системой. Такая интеграция дает возможность на практике проверить массу декларируемых функциональных свойств поддержки производственной деятельности.
У проблемы сбыта свои решения
«Автотерм» сейчас четко планирует выпуск собственной продукции в соответствии со спецификацией MRP II и непрерывно готовит выход на рынок новых изделий. Все эти процессы поддерживаются современными технологиями автоматизации. Однако, решая чисто производственные проблемы, предприятие неминуемо сталкивается и с другими. Пока «Автотерм» ориентируется на вторичный рынок, поставляя продукцию в организации автосервиса, а не на автомобильные заводы (т. е. работает с большим количеством потенциальных партнеров), а сбыт имеет сезонный характер. «С марта мы снижаем цены более чем на 30%, а ноябре их, наоборот, повышаем, — поясняет Геннадий Жебелев. — Наши покупатели имеют возможность приобрести продукцию в летний сезон по более низкой цене. Мы, в свою очередь, не замораживаем оборотные средства».
Иными словами, получается, что как только на пути решения оперативных задач планирования и подготовки производства обозначается явный прогресс, тут же узким местом становятся проблемы сбыта. С точки зрения информационной поддержки бизнес-процессов это означает, что заводу необходимо обратить пристальное внимание на программные решения, которые принято называть инфраструктурой ERP-систем. С виду незамысловатая игра ценами затрагивает целый ряд смежных вопросов — экономия на налогах против возможных потерь валовой прибыли (не говоря уже о более тонких показателях), учет интересов различных категорий покупателей и т. д. И всю эту информацию надо анализировать и моделировать в соответствии с различными сценариями. Без этого отлаженный механизм планирования изделий может начать работать вхолостую.
Сейчас общий фокус внимания действительно смещается на инфраструктуру ERP-систем (поддержка MRP-планирования предполагается автоматически). Здесь явно ощущается потребность в прикладных аналитических решениях — ПО поддержки бюджетирования и CRM. Западные программные продукты корпоративного управления в этом отношении безусловно впереди. Однако и российские разработчики все больше концентрируются именно на этих направлениях (в частности, можно упомянуть систему бюджетирования, выпущенную фирмой «Интеллект-Сервис»). Российские CRM-решения тоже появляются преимущественно у поставщиков, известных на рынке управленческого ПО. Хотя надо признать, что данные продукты имеют вполне самостоятельное значение и идеологию и их вряд ли можно рассматривать как прямое дополнение традиционных систем управления.
Цель — уйти от сезонности
Развитие автоматизации «Автотерма» лишний раз показывает, насколько вопросы организации производства неотделимы от проблем спроса и предложения. По словам Геннадия Жебелева, у его предприятия есть планы качественного развития производства, ориентированные на преодоление одной из основных проблем — проблемы сезонных колебаний. «По примеру некоторых зарубежных производителей аналогичного оборудования, с которыми мы весьма успешно конкурируем на местном рынке, мы собираемся наладить выпуск автомобильных кондиционеров в летний период времени и значительно повысить показатель оборачиваемости», — говорит г-н Жебелев. Руководство «Автотерма» при этом по-прежнему намерено делать ставку на «БЭСТ-Про» как на ключевой продукт автоматизации производства, и надо сказать, что на этом пути оно не видит особых трудностей. «При освоенном производстве обоих типов изделий мы легко перестраиваем оборудование, — продолжает Геннадий Жебелев. — План выпуска одних деталей корректируется в сторону уменьшения, а производство других, наоборот, наращивается».
Со стороны трудно судить о степени сложности перестройки самих производственных процессов. Но, судя по опыту производственной автоматизации в других случаях, построение гибкого производства означает действительно серьезную проверку для информационной системы. Здесь важен и еще один момент. Несмотря на небольшие размеры предприятия, ему крайне необходима полноценная инфраструктура прикладной аналитики. Проблемы с сезонностью, да и слабая предсказуемость потребности для каждого отдельного вида выпускаемых изделий все равно остаются. При этом приходится учитывать новые параметры, характеризующие «переходный период» (например, время перевода производства с одного изделия на другой) и заметно влияющие на итоговые показатели деятельности. Точные цифры, как в случае планирования комплектующих, здесь получить нереально, можно лишь найти решение, близкое к оптимальному.
Не рискуя предсказывать дальнейшую политику «Автотерма» в области автоматизации, все же отметим, что здесь вполне вероятен переход на использование аналитических моделей, работающих по принципу «что, если». Причем эти модели должны будут в совокупности учитывать и финансовые, и производственные, и кадровые ресурсы предприятия, не говоря уже об учете поведения потребителей.
Если эти вопросы будут эффективно решаться, то в случае диверсификации производства «Автотерм» сможет вернуться к проблемам внутреннего планирования, но уже на качественно новой основе. Заводу придется искать неиспользованные резервы организации внутреннего производства, чтобы не тормозить налаженный сбыт. Безусловно, существенную долю в производстве займет продукция, поставляемая под конкретные заказы, соответственно усложнятся требования к алгоритмам планирования. Более пристальное внимание придется уделять планированию загрузки производственного оборудования (в терминах MRP II — Capacity Resource Planning) и использования персонала. Пока завод не фокусирует внимание на этих вопросах. Но в будущем от отечественной системы «БЭСТ-Про» как раз и потребуются те многочисленные детали функционала, которые отличают продукт, просто поддерживающий стандарты, от продукта, проверенного на практике в самых сложных ситуациях современного производства.
Откуда ждать методологии
Внедрение зарубежных систем управления на производстве, как правило, предполагает, что развертывание программного функционала неотделимо от методологии — все это предлагается одним поставщиком. Когда речь идет о российских продуктах, претендующих на то, чтобы составить конкуренцию западным системам, такой тесной связи пока нет. Тем не менее опыт внедрения отечественных систем, из которого впоследствии наверняка выкристаллизуется корпоративная методология, также накапливается — пока в основном либо у региональных партнеров-внедренцев, либо у самих клиентов, поскольку развитие функционала российских разработок во многом осуществляется в процессе внедрений, во взаимодействии разработчика и поставщика.
«Интеллект-Сервис — Жигули» http://www.best.saminfo.ru |
Компания начала свою деятельность в 1995 году, будучи представительством московской компании «Интеллект-Сервис». В настоящее время дистрибьютор «Интеллект-Сервис» по Самаре и Самарской области, один из крупнейших в обширной дилерской сети «Интеллект-Сервис». Занимается поставкой и последующим сопровождением программных продуктов «Интеллект-Сервис», а также консультационной поддержкой и разработкой ПО, связанной с их внедрением. Кроме того, программные модули, разработанные компанией к ряду продуктов серии «БЭСТ», распространяются через региональную сеть на всей территории России.
«Интеллект-Сервис — Жигули» на территории Самарского региона также поставляет и осуществляет обслуживание компьютерной техники широкого спектра, производит монтаж локальных сетей, занимается продажей и установкой ряда справочных правовых систем. Активно сотрудничает с учебными заведениями Самары. |
В нашем случае во внедрении системы «БЭСТ-Про» (а это сейчас около 10 рабочих мест) «Автотерму» помогает один из самых крупных партнеров «Интеллект-Сервис» — самарская фирма «Интеллект-Сервис — Жигули». Впрочем, партнер по большей части берет на себя традиционные вопросы информационной поддержки бухгалтерского и управленческого учета. Автоматизацией производственного процесса занимается экономический отдел завода. Наверное, опыт этого внедрения вместе с подобным опытом других проектов по внедрению «БЭСТ-Про» будет впоследствии обобщаться разработчиками из компании «Интеллект-Сервис». В результате рано или поздно должна появиться единая методика внедрения продукта «БЭСТ-Про». Тем самым разрыв по формальным признакам между отечественными и зарубежными системами аналогичного класса сократится еще на одну ступень.
«Автотерм» |
Предприятие образовано на базе самарского завода им. Масленникова (ЗИМ) и по-прежнему располагается на территории ЗИМа, выкупив у него один из производственных корпусов. В настоящее время «Автотерм» выпускает три модели подогревателей различной мощности — 4 кВт (для легковых автомобилей от «Оки» до «Волги»), 5 кВт (для УАЗов и ГАЗелей) и 12 кВт (для большегрузных автомобилей КамАЗ, МАЗ и т. п.). Разрабатываются еще две новые модификации. Предприятие постоянно работает с 200 поставщиками (в том числе и с зарубежными) и более чем с 50 потребителями продукции. В настоящее время на «Автотерме» трудится около 250 человек. |