Сегодня в банковском бизнесе, как и в любой другой сфере экономики, конкурентные преимущества определяются развитостью технологий. Совершенствуя технологическую базу, банки получают возможность предоставлять своим клиентам более удобный сервис, ускорять и упрощать проведение банковских операций, а также, что немаловажно, снижать их стоимость. Кроме того, у банков появляется возможность участвовать в создании и развитии принципиально новых технологических продуктов, использование которых позволяет расширять бизнес и привлекать новых клиентов.

Акционерный коммерческий банк «Промсвязьбанк» был создан в мае 1995 года как отраслевой банк для обслуживания крупнейших предприятий связи. На сегодняшний день это универсальный финансовый институт, активно развивающий программы кредитования, проектного финансирования, лизинговые схемы, региональные проекты в различных сферах бизнеса. Одним из новых и перспективных направлений для Промсвязьбанка стал Интернет-банкинг.

Профиль клиента

Компания:
АКБ «Промсвязьбанк»

Местонахождение:
Москва

Руководители:
Елена Иванова, директор департамента банковских технологий; Андрей Середа, начальник управления автоматизации банковских операций

Проблема:
Потребность в системе Интернет-банкинга

Профиль партнера

Компания:
«ТехноСерв А/С»

Местонахождение:
Москва

Руководители:
Леонид Винокуров, заместитель председателя Совета; Константин Сергеев, начальник отдела прикладных систем

Решение:
Разработка и внедрение системы электронных платежей PSB On-Line

Разработку системы электронных платежей, получившей название PSB On-Line, Промсвязьбанк начал два года назад. «Мы хотели обеспечить нашим клиентам возможность работать со счетами независимо от того, где они находятся, — рассказывает начальник управления автоматизации банковских операций АКБ «Промсвязьбанк» Андрей Середа. — Это особенно необходимо тем клиентам, чей образ жизни весьма мобилен, чья профессиональная деятельность связана с постоянными переездами и командировками.

За помощью в реализации этих планов банк обратился к специалистам компании «ТехноСерв А/С». Мы выбрали «ТехноСерв» потому, что наш банк уже имел успешный опыт сотрудничества с этой компанией, — объясняет Андрей Середа. — Ее специалисты принимали участие в осуществлении ряда проектов: по оснащению вычислительного центра Промсвязьбанка, сервисной поддержке, обеспечивающей работу ВЦ, и разработке приложений. Кроме того, мы были знакомы с опытом работы компании в других проектах и знали, что «ТехноСерв А/С» имеет сильный штат программистов, способных мыслить нешаблонно».

«ТехноСерв А/С»
http://www.technoserv.ru
Основное направление деятельности компании — интеграция оборудования и технологий для создания корпоративных информационных систем. Сюда входят поставка и установка вычислительных комплексов и ПО масштаба предприятия, систем бесперебойного гарантированного электроснабжения, систем кондиционирования, а также проектирование, консалтинг, сервис и обучение. «ТехноСерв А/С» является партнером компаний IBM, Hewlett-Packard, Fujitsu Siemens, Cisco, Lucent Technologies, EMC, Oracle, SAP AG, Sun, Veritas, SAS Institute, APC, Exide Electronics, Wilson, Hiross S.p.A и т. д.

Шаг за шагом

На первом этапе работ по созданию системы Интернет-банкинга была поставлена цель организовать проведение через Интернет платежей в рублях юридическими лицами. «Для начала, — рассказывает начальник отдела прикладных систем «ТехноСерв А/С» Константин Сергеев, — наши специалисты попытались решить следующую задачу — ввести через Интернет платежное поручение и получить выписку по счету. Именно эти две функции являются основными при работе юридического лица с банком». Существовавшая в Промсвязьбанке система клиент-банк, посредством которой такие операции проводились ранее, данные функции выполняла. Однако специалисты «ТехноСерв» предложили более эффективное техническое решение, в котором обработка документа происходит в режиме реального времени (online). Бухгалтер, заполняющий документы и отправляющий их в банк, сразу видит, какие операции выполняет с этими документами сотрудник банка. Ранее, работая в системе клиент-банк, приходилось ждать, когда операционист получит платежные документы и начнет с ними работать. В течение рабочего дня нужно было несколько раз соединяться с системой и узнавать о состоянии документов.

Первая версия системы PSB On-Line, обеспечивающая проведение электронных платежей в рублях юридическими лицами, была запущена в опытную эксплуатацию летом 2000 года, а в промышленную — в январе 2001 года. Разработка оказалась столь удачной, что Промсвязьбанк обратился в «ТехноСерв А/С» с просьбой продолжить работу и создать подсистему, позволяющую юридическим лицам осуществлять через Интернет и валютные операции. Спустя четыре месяца банк уже приступил к опытной эксплуатации такой подсистемы, а «ТехноСерв А/С» получил предложение заняться подсистемой обслуживания физических лиц, с чем специалисты компании тоже благополучно справились. Более того, они испытали новинку на себе, открыв в Промсвязьбанке счета и получив карточки и электронные сертификаты, обеспечивающие защиту информации. Общим итогом усилий компании «ТехноСерв А/С» стала современная и удобная система удаленного доступа PSB On-Line, позволяющая любому клиенту Промсвязьбанка осуществлять платежи, не отходя от своего компьютера. Достаточно зарегистрироваться в системе, открыть хотя бы один счет в банке и получить электронный сертификат.

Архитектура

Система PSB On-Line имеет трехуровневую структуру. Первый уровень обеспечивает непосредственную работу пользователей — как клиентов, так и сотрудников банка. Пользователь загружает с Web-сервера банка соответствующий клиентский компонент, вводит данные, необходимые для регистрации в системе, и отправляет запрос на сервер системы PSB On-Line. Система предоставляет всем пользователям единый интерфейс. При этом работать можно практически из любого места — офиса, дома, находясь в загранкомандировке. Необходимо лишь иметь на компьютере так называемый универсальный клиент — Интернет-браузер (обычно используется браузер Microsoft Internet Explorer 5.0).

На втором уровне структуры системы PSB On-Line реализовано ее центральное звено — сервер приложений, который обеспечивает одновременную работу различных пользователей. Сервер может самостоятельно осуществлять некоторые запросы к системе, а также передавать запросы к автоматизированной банковской системе.

Третий уровень составляют серверы функциональных подсистем, таких, как сервер автоматизированной банковской системы (АБС), сервер базы данных «Картцентра» и процессинговый центр.

Основная идея, которой придерживались специалисты «ТехноСерв А/С», разрабатывая систему электронных платежей PSB On-Line для Промсвязьбанка, заключалась в том, чтобы продукт получился платформно-независимым. Так, в качестве сервера приложений в системе выступает IBM WebSphere Application Server, программа реализована на языке Java. Система работает под управлением как Microsoft Windows NT, так и Sun Solaris, IBM OS/390. Немаловажно и то, что система работает круглосуточно, обеспечивая защиту и конфиденциальность информации.

Безопасность данных, передаваемых между клиентской программой и сервером системы PSB On-Line, обеспечивается за счет использования протокола SSL на базе стандартов шифрования DES, Triple-DES, RC4, SHA-1 и MD5. Для получения сертификата и закрытых ключей шифрования данных пользователю предоставляется специальная программа запроса сертификата. Любой запрос пользователя и ответ, формируемый системой, снабжаются электронной цифровой подписью, гарантирующей достоверность полученной информации и удостоверяющей ее отправителя.

Список услуг растет

На сегодняшний день система PSB On-Line позволяет юридическим лицам готовить и вводить через Интернет клиентские рублевые платежные поручения, получать выписки по рублевым и валютным операциям и подтверждения к выпискам по дебетовым и кредитовым операциям, отслеживать состояние документов, готовить и вводить заявления на покупку/продажу валюты и на перевод средств. Кроме того, посредством системы можно вести диалог банковского работника и клиента по поводу корректности предоставляемых документов.

Физические лица также получают обширный пакет услуг, работая в системе PSB On-Line. Они имеют возможность открывать текущие и срочные вклады, осуществлять переводы со счета до востребования на собственные счета и счета других юридических или физических лиц, конвертировать денежные средства, отслеживать этапы обработки в банке отправленных документов, круглосуточно получать рублевые и валютные выписки по всем своим счетам за произвольный период времени, получать информацию о поступивших платежах, пополнять карточный счет со счета до востребования и переводить денежные средства с карточного счета на счет до востребования, формировать свою базу получателей платежей. Через PSB On-Line физические лица могут даже оплачивать коммунальные услуги и расплачиваться за покупки, не посещая офиса банка.

Использование PSB On-Line экономит время клиентов, поскольку практически весь документооборот проходит в электронном виде. Благодаря наличию в системе готовых шаблонов минимизируются ошибки при заполнении платежных документов. PSB On-Line может работать совместно с различными бухгалтерскими программами. Для использования системы не требуется устанавливать специальное ПО — достаточно только браузера. Доступ в PSB On-Line возможен с любого компьютера, отвечающего минимальным техническим требованиям и подключенного к Интернету.

Кроме того, используя систему, банк может осуществлять все новые финансовые операции, предоставляя своим клиентам услуги, отвечающие современным запросам. Так, специалисты «ТехноСерв А/С» разработали вариант системы электронных платежей специально для карманных персональных компьютеров. С помощью мобильного телефона КПК связывается с PSB On-Line, и владелец компьютера, находясь в любом месте, где действует связь GSM, может видеть реальный остаток на своем карточном счете и при желании получать выписку по нему. Этот вариант PSB On-Line уже находится в опытной эксплуатации.

Промсвязьбанк намерен развивать систему PSB On-Line и в направлении Интернет-трейдинга, что позволит клиентам банка осуществлять покупку-продажу ценных бумаг через Интернет. Разработкой такой подсистемы также будет заниматься компания «ТехноСерв А/С».

АКБ «Промсвязьбанк»
http://www.psbank.ru
АКБ «Промсвязьбанк» зарегистрирован 16 мая 1995 года (Генеральная лицензия ЦБ РФ № 3251). Основные акционеры: «ЦТК Контраст-Телеком», “Ростелеком”, «Региональный центр связи», ГП “Космическая связь” и т. д. По состоянию на 01.07.2002 года уставный капитал банка составляет 1182,6 млн руб., собственные средства банка — 2031,252 млн руб. Промсвязьбанк входит в число 30 крупнейших российских банков по величине активов и собственного капитала.

Будучи создан как отраслевой банк для крупнейших предприятий связи, Промсвязьбанк со временем стал универсальным финансовым институтом для предприятий самых разных секторов экономики, оказывающим многопрофильные банковские услуги.

Промсвязьбанк имеет сеть офисов в Москве, филиалы в Санкт-Петербурге, Калининграде, Новосибирске и ряде областных центров европейской части России, дочерние банки в Пскове и Тамбове, а также филиал на Кипре и представительство в Бишкеке. У банка установлены корреспондентские отношения с ведущими зарубежными банками в 12 странах мира.