До 1999 года "Авангард" был небольшим банком, где весь учет кадров выполняли вручную один-два сотрудника в виде дополнительной нагрузки к основной деятельности. В то время в банке насчитывалось около 90 человек, и 2 человека с этой работой вполне справлялись (она и выполнялась в минимально необходимом объеме -- зачислить или уволить сотрудника).
После августовского кризиса 1998 года банк, в отличие от многих других, начал активно развиваться, и на сегодняшний день "Авангард" -- один из заметных игроков на банковском "поле" России. В нем работает уже около 600 человек, причем, кроме головного офиса, у банка есть еще семь в Москве и пять иногородних филиалов - в Магадане, Красноярске, Кургане, Оренбурге и Санкт-Петербурге, в каждом из которых по 20-30 сотрудников. Всего в базе данных (БД) кадровой службы банка в настоящее время представлены сведения примерно о 450 сотрудниках (помимо информации о персонале московских офисов, туда попадают данные о 4-5 руководителях и ведущих сотрудниках каждого из региональных филиалов).
По словам Александра Егорова, начальника Управления по работе с кадрами банка "Авангард", его опыт на прежнем месте работы (а это был крупный банк с числом работающих около 8 тыс. человек) подсказывал, что в условиях стремительного роста "Авангарда" стоящие перед его кадровой службой задачи даже при небольшой численности работающих без автоматизации решить будет невозможно. Поэтому в феврале 1999 года (а к тому времени число сотрудников уже достигло 200) было решено приобрести такую систему автоматизации кадрового учета, которая обеспечила бы:
- ведение формы Т2 (стандартный листок учета кадров, заполнение которого обязательно для всех организаций; после увольнения сотрудника его надлежит сдавать на хранение в государственные архивы и хранить 75 лет);
- ведение личных дел работников банка;
- оформление трудовых договоров и внесение изменение в них;
- ведение трудовых книжек;
- воинский учет сотрудников;
- фиксацию событий, связанных с профессиональной деятельностью сотрудников (учеба на курсах повышения квалификации, поощрения и наказания и т. п.).
Мотивы выбора
В банке "Авангард" существует корпоративный стандарт, в соответствии с которым в качестве программной платформы средств автоматизации СУБД используется Oracle. Это позволяет минимизировать затраты на обслуживание систем в различных подразделениях (в частности, администрирование всех систем может осуществлять централизованно один администратор) и обеспечить высокую степень защиты информации. Именно это во многом предопределило выбор системы - "БОСС-Кадровик" фирмы "АйТи" (в "девичестве" - подсистема "Персонал" полнофункциональной системы управления административно-хозяйственной деятельностью "БОСС-Корпорация") реализована на СУБД Oracle 8 Server*, на которой базируется и используемая в "Авангарде" автоматизированная банковская система (АБС). К тому же на российском рынке в то время имелось всего две кадровые системы на основе Oracle.
*На сегодня существует и другая версия "БОСС-Кадровика", реализованная на Microsoft SQL Server.
"Свой выбор мы остановили именно на системе "БОСС-Кадровик", поскольку убедились, что, в отличие от большинства других представленных на рынке кадровых систем автоматизации, она спроектирована "по науке" и прозрачна для специалиста, знающего Oracle. При ее создании разработчики использовали стандартные технологии Oracle как в серверной, так и в клиентской частях, а на это требование мы обращали особое внимание", - поясняет начальник Управления банковских технологий (службы автоматизации) банка "Авангард" Алексей Герасимов.
А вот как мотивирует выбор от имени своей службы Александр Егоров: "Стандарты работы кадровых служб для организаций и предприятий любого профиля практически одинаковы, но для растущего банка очень важен вопрос масштабируемости системы. На моем предыдущем месте работы увеличение числа сотрудников в несколько раз потребовало серьезных доработок системы автоматизации, но реально это мало помогло, и в конце концов встал вопрос о ее полной замене. Когда же мы узнали, что "БОСС-Кадровик" применяется на крупных промышленных предприятиях, где работают десятки тысяч человек, стало понятно, что при использовании этой системы рост числа сотрудников банка не должен вызвать у нас проблем. Осталось уяснить, насколько она проста в эксплуатации.
До этого мы просмотрели 3-5 "кадровых" систем, и когда мы увидели разработку "АйТи", она показалась нам слишком большой и функционально перенасыщенной. Первая наша реакция была такой: "Ну, чтобы ее освоить, нужно посадить по крайней мере человек пять!" Но, приступив в работе с "Кадровиком", мы быстро поняли, что испугались зря - система вовсе не требовала задействовать все ее возможности сразу".
Поскольку цена системы оказалась вполне приемлемой, а банковские "автоматизаторы" утверждали, что технически она реализована правильно и обслуживать ее будет просто, "кадры" дали свое "добро" на ее приобретение и о своем решении, по их же словам, ни разу не пожалели.
Глазами пользователя
Разработчики программных продуктов ведут себя по разному: одни считают, что они "сами с усами" и знают, как должна быть устроена "красивая" система. Однако порой потребителю такой "красивый во всех отношениях" продукт кажется перенасыщенным и неудобным в работе. Другие создатели, не увлекаясь внешними "красивостями", поставляют продукты, привязанные к реальным бизнес-задачам и ориентированные на максимальное удовлетворение потребностей пользователей конкретной страны. По мнению Александра Егорова, фирма "АйТи" относится как раз к последним.
Серьезным достоинством системы "БОСС-Кадровик" г-н Егоров считает интегрированность -- единожды введенные данные автоматически разносятся по всем формам, которые использует в своей работе кадровая служба, и это исключает ошибки, связанные с многократным вводом информации. Кроме того, жизнь кадровикам облегчает возможность ведения формы Т2, о которой говорилось выше, в электронном виде (действующее сейчас законодательство это разрешает). Все это позволяет выполнять работу малыми силами: сегодня БД кадровой службы банка "Авангард" в части учета движения кадров ведет всего лишь один человек, решая все вопросы - от приема сотрудника в банк до его увольнения из него - и фактически воплощая в своем лице традиционный отдел кадров.
"Голубая мечта" многих организаций - обеспечение обмена электронными документами между функционально связанными подразделениями. С вводом в эксплуатацию системы "БОСС-Кадровик" банку это удалось реализовать: например, вся информация по учету рабочего времени тут же попадает к бухгалтеру, занимающемуся расчетом зарплаты. Столь же просто организовать обмен информацией при учете материальных ценностей, числящихся за сотрудниками, и многое другое.
Решая весь комплекс необходимых задач в автоматическом режиме, система, по словам Александра Егорова, полностью удовлетворяет потребности возглавляемой им службы, и ответы на любые самые неожиданные запросы руководства банка удается получать практически в реальном времени, всего лишь нажав несколько кнопок. Происходит это благодаря тому, что в системе предусмотрены настраиваемые списки, позволяющие формировать сложные запросы типа "адреса сотрудников, день рождения которых приходится на июль".
В то же время кадровая служба банка "Авангард" до сих пор еще в полной мере не использует все возможности системы"БОСС-Кадровик". Например, для описания деятельности сотрудников или для ввода в БД информации из трудовых книжек пока просто не хватает рук (да и острой нужды в представлении подобной информации в электронном виде в настоящий момент нет).
Этапы освоения
Все произошло достаточно быстро: система была приобретена в марте 1999 года, в мае - запущена в опытную эксплуатацию, в июле - в промышленную. При этом работы по ее внедрению велись собственными силами службы автоматизации банка (после прохождения базового курса у специалистов Департамента программных систем "АйТи").
Конечно, ни одна система не внедряется абсолютно гладко; некоторые проблемы были и в нашем случае. Но, по словам Веры Трофимовой, менеджера этого проекта от фирмы "АйТи", они касались только внедрения модуля "Заработная плата", поскольку заложенные в нем принципы работы разрушали стереотип, существовавший в то время в бухгалтерии банка. Разработчики пошли навстречу требованиям бухгалтерии - в базовую поставку "Кадровика" были внесены соответствующие коррективы, в результате чего, по мнению г-жи Трофимовой, отношения банка и фирмы-поставщика вышли на более высокий уровень доверия.
"Когда покупаешь бытовой прибор, надо прочитать инструкцию и два-три дня привыкать к нему, поняв, чем он отличается от предыдущей модели. При внедрении новой системы подобный процесс тоже был, только занял он два-три месяца: мы уясняли, как вводить информацию и как формировать запросы к БД, постоянно консультируясь с закрепленным за нами специалистом фирмы-разработчика в реальном времени (по телефону). Теперь уже мы работаем без каких бы то ни было проблем", - говорит Александр Егоров. "Что еще важно, - продолжает он, - и что нам никогда раньше не встречалось, так это оперативность работы "АйТи": если нужно внести какие-то изменения в систему, не требуется длительной подготовки технического задания, согласования договора и внесения дополнительной платы - достаточно звонка на фирму, и они тут же реагируют. Мало того, идут постоянные обновления системы (их вносит служба автоматизации банка, получая соответствующие update от фирмы-разработчика), касающиеся изменения каких-то полей и форм ячеек. Мы иногда с удивлением обнаруживаем, что внесенные по просьбам других пользователей изменения делают и нашу работу с системой более удобной. За полтора года у нас ни разу не возникло желания сказать: "Ребята, вы то-то и то-то сделали не так". Наоборот, в системе постоянно что-то меняется в лучшую сторону, поскольку в разработке продукта участвует коллективный разум потребителей".
Ему вторит Алексей Герасимов: "Меня также приятно удивило развитие отношений с фирмой "АйТи": из десятка фирм, с которыми нам приходится общаться, я бы поставил ее на первое место за то, что она действительно обращена лицом к потребителю - никогда никаких конфликтов, полное внимание ко всем нуждам пользователя и взвешенная ценовая политика (цены, запрашиваемые за поддержку, обоснованы и нам понятны). Поставка системы включала даже исходные коды".
"Система закрыла практически все наши потребности по автоматизации деятельности кадровой службы, а "АйТи" мы считаем одной из самых дружественных по отношению к клиенту фирм на российском рынке -- там можно решать вопросы даже на уровне низового звена, без выхода на руководство, что не перестает удивлять нас до сих пор", -- в один голос говорят Александр Егоров и Алексей Герасимов.
Бывают ли проблемы в процессе эксплуатации? Алексей Герасимов припомнил лишь несколько случаев "зависания" системы, но тут же добавил, что это происходило не по ее вине, а из-за аппаратных сбоев -- когда основной сервер в кластере, на котором функционирует АБС банка, по какой-либо причине выходил из строя.
Продолжение следует?
Да, банк собирается идти по пути сотрудничества с "АйТи" и дальше, постепенно внедряя у себя полнофункциональную систему "БОСС-Корпорация". В банке полагают, что это как раз тот продукт, который поможет должным образом автоматизировать всю его административно-хозяйственную деятельность (так называемый back office).
В качестве ближайшего шага на этом пути намечено внедрение нескольких модулей, которые будут обслуживать хозяйственную деятельность банка и систему бухгалтерского учета, и соответствующие работы уже ведутся.