Санкт-Петербургский филиал компании «Ростелеком» (http://www.rt.ru) в апреле отмечает юбилей — вот уже пятьдесят лет он оказывает услуги междугородней и международной связи. Санкт-Петербургский филиал состоит из пяти территориально удаленных подразделений, с общим количеством сотрудников более 1300. Организационно филиал входит в состав «большого» ОАО «Ростелеком» со штаб-квартирой в Москве и подчиняется ему. В головной компании уже несколько лет реализуется проект создания и внедрения интегрированной корпоративной информационной системы. Одну из важных ее составляющих решено было реализовать на уровне Петербургского филиала. Проект лично поддержал директор питерского филиала «Ростелекома» Сергей Токаренко, что во многом и предопределило успешное завершение работы. К системе предъявлялись следующие основные требования: с одной стороны, обеспечить автономную работу филиала, а с другой, предоставить возможность информационного обмена со штаб-квартирой компании.
Суть проекта — создание гибкой системы бюджетирования, способной управлять ресурсами, учитывать плановые параметры и фактические показатели. Бюджетирование и управленческий учет — это важнейшая составляющая эффективного менеджмента. Ведение бюджетирования от бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса — это, по оценкам ведущих консалтинговых фирм, наиболее передовая на сегодня технология финансового менеджмента. Элементы этой технологии давно используются в ОАО «Ростелеком», и вновь создаваемая система должна была их сохранить.
Подготовка к данному проекту заняла два года. В качестве платформы была выбрана программа «1С:Бухгалтерия» — недорогая и открытая для изменений система. (Одно из базовых ограничений — цена рабочего места не должна была превышать 500 долл.) Попутно изучался рынок, формировался подход к выбору системы и ее разработчиков. В конце концов в питерском филиале остановили свой выбор на компании «Инталев».
Начальник планово-экономического отдела «Ростелеком СПб» Владимир Золотоверхий вспоминает: «За это время мы познакомились в Санкт-Петербурге практически со всеми интеграторами и, наверное, стали экспертами российского рынка КИС. Перед началом работ мы твердо знали, на какой платформе будем делать проект, какие задачи нужно реализовать и какими средствами мы располагаем. Так что дело было только за выбором команды. Выбор в пользу «Инталев» (http://www.intalev.ru) мы сделали достаточно быстро и без особых колебаний, в течение недели. Во-первых, у них уже был соответствующий продукт, хоть и на другой платформе. Во-вторых, и это самое главное, мы с ними говорим на одном языке, у нас схожая идеология. В-третьих, методология их работы соответствует нашему пониманию». Важную роль сыграла хорошая персональная совместимость руководителей проекта, как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика. Ведь подобная работа требует многочисленных личных контактов для исправлений и согласований.
Нельзя сказать, что работа над проектом шла без сучка без задоринки. Внедрение систем на основе «1С» в крупных холдингах, где работают тысячи сотрудников, связано с некоторыми проблемами (для справки: в ОАО «Ростелеком» занято более 30.000 человек). Даже отдельно взятый питерский филиал — это не просто 1300 человек, а сообщество, жизнедеятельность которого регулируется не только общим законодательством, но и целым рядом корпоративных документов, положений и правил. Содержание этих документов продиктовано логикой функционирования компании и особенностями экономики отрасли; зачастую затронутые в них вопросы никак не регламентируются «Положениями о бух.учете» и письмами Госналогслужбы. Существует ряд отраслевых и корпоративных технологий, методик, способов расчетов, которые в «1С» не реализованы. Поэтому данный проект в компании рассматривают как переходный этап к внедрению «ИКИС Ростелеком», которую предполагается создать в течение следующих 3–4 лет.
Следует отметить и то обстоятельство, что в ходе реализации проекта — а она началась в ноябре прошлого года — в компании произошли серьезные изменения. По решению Генеральной дирекции ОАО «Ростелеком» с нового года во всех предприятиях ОАО была введена новая учетная политика. Пришлось вносить коррективы в техническое задание проекта, что существенно усложнило работу над ним. Неожиданностью стало и то, что предварительная оценка функционала «1С» в плане реализации производственного учета, данная специалистами «Ростелекома», оказалась недостаточно корректной. Это задержало начало опытной эксплуатации системы и потребовало ее доработки в части бухгалтерского учета.
Обе стороны довольны тем, как реализуется данный проект. Директор по информационным проектам компании «Инталев» Алексей Федосеев отмечает: «Благодаря нашему совместному проекту создан хороший прецедент внедрения бюджетирования промышленного уровня; этот опыт просто необходимо распространять и на другие предприятия. «Ростелеком» — очень технологичная компания. Работать с ней чрезвычайно удобно». Владимир Золотоверхий также считает данный опыт успешным: «Мы не делали прежде подобных вещей. Нас приятно удивило, что все этапы сопровождались детально формализованными грамотными документами, что существенно упрощало работу. Особо хочется отметить, что информационная система, заказчиком и соавтором которой был «Ростелеком», стала тиражируемым коммерческим продуктом. Вероятно, мы оказались неплохими постановщиками задачи».
Система, созданная в питерском филиале, включает пять серверов, где установлено «1С:Предприятие 7.7» (комплексная конфигурация), и 50 рабочих мест. Во втором квартале тестирование системы будет завершено и начнется ее опытная эксплуатация. По словам Владимира Золотоверхого, планируется дальнейшее сотрудничество с компанией «Инталев»: в частности, готовится техническое задание на разработку довольно сложного модуля расчетов с потребителями.
Заказчик, кроме удобной системы бюджетирования, получил также программу управления документооборотом. Совместная работа над проектом принесла дополнительную пользу и компании «Инталев», послужив толчком к созданию на основе платформы «1С» собственного «коробочного» продукта, который так и называется «Бюджетное управление предприятием: постановка и автоматизация». Система еще находится в стадии доработки и не прошла все этапы сертификации, но даже в таком виде, по словам директора «Инталев» по маркетингу Ольги Вересовой, вызывает определенный интерес у потенциальных клиентов.