С декабря 1999 года немецкое подразделение нефтяной компании BP — BP AG предлагает ИТ-продукты и услуги в своем онлайновом магазине http://www.bpexpress.de. В планах BP AG — создание виртуальной корпорации...
Зачем нефтяной компании онлайновый магазин? Оказывается, не для того, чтобы ее клиенты могли заправляться бензином через Интернет. Это новое направление в деятельности компании. В свое время BP уже обогнала конкурентов, превратив свои заправочные станции в экспресс-магазины и кафе быстрого питания — теперь она хочет повторить собственный успех в области виртуальной продажи компьютерного оборудования. «Семь лет назад BP стала первой компанией, которая предложила быстрое питание на заправочных станциях, — говорит д-р Юрген Штадт, возглавляющий департамент продаж BP AG. — Сегодня мы занимаем девятое место по объему продаж среди сетей быстрого питания в Германии. Но чем позже станут закрываться магазины конкурентов, тем меньшее значение будет иметь для нас этот бизнес в будущем. Поэтому мы решили выпустить из нашего лука новую стрелу — онлайновый шопинг. Мы уверены в том, что использование методов электронной коммерции в комбинации с нашими обычными магазинами BP Express будет не менее успешным».
Годовой оборот одной заправочной станции BP Express Shopping — около 2 млн. марок. Собственные исследования BP показали, что в среднем заправочную станцию BP посещают около 800 клиентов ежедневно. Из них 40-50% приходят именно в магазин, и только треть посетителей заезжает исключительно с целью заправить бак. Теперь компания намерена упрочить свое положение в розничном бизнесе, продавая аппаратуру и программное обеспечение — как на заправочных станциях, так и через Интернет.
В BP AG хорошо понимали, что означает эта задача. Требовалось открыть электронную торговлю в течение нескольких недель! При этом пользователи должны были получить быструю, дружественную для них систему, которая бы в полной мере использовала преимущества возможностей Интернет-технологий; а компания, соответственно, намеревалась оптимизировать взаимодействие между торговыми и производственными подразделениями, не тратя на это лишних денег, ресурсов и не задействуя дополнительные складские площади.
«Это не только дополнительное предложение товаров в онлайновых магазинах, — говорит д-р Штадт. — Важнее то, что мы создали интегрированную систему, которая обеспечивает и заказы, и доставку, и платежи».
Осенью 1999 года в проект была вовлечена компания Software AG (http://www.softwareag.com). Первым шагом стала разработка системы онлайнового шопинга с возможностью прямого доступа к торговым системам партнеров BP AG и информации о них. Сейчас BP AG продает около 60 избранных продуктов и услуг от компаний BP Best Partners через Web-узел http://www.bpexpress.de. В число «лучших партнеров» входят AOL, Compaq, ELSA, Intel, Lexmark, NEC и Psion — BP принципиально не работает с «безымянными» компаниями. «Число BP Best Partners будет расти, и в среднесрочной перспективе мы будем предлагать высококачественные продукты от 300 партнеров», — говорит д-р Штадт. Долгосрочная цель проекта — объединить BP и сеть ее «лучших партнеров» в виртуальную компанию.
Система онлайнового шопинга на базе программного обеспечения Software AG обеспечивает необходимую бизнес-логику для доступа в корпоративные системы партнеров. На этой основе и будет создана виртуальная компания с интегрированными поставками. Заказ, размещенный в электронном магазине, будет инициировать прямой запрос в производственный отдел одного из BP Best Partners. Когда производственный отдел выполнит заказ, бизнес-логика транзакционной системы отследит его доставку — для этого она использует связи с системой мониторинга службы доставки. Одновременно вступит в дело учетная система BP, которая отправит запрос на оплату и отследит платеж по кредитной карте.
«Всего за несколько недель компания Software AG разработала для нас инновационную систему Web-транзакций, — говорит д-р Штадт. — На данный момент в нашу систему интегрирована только система мониторинга службы доставки, но в течение года это изменится...» Для создания онлайнового магазина BP — менее чем за четыре месяца — было использовано средство разработки Bolero. «Дело здесь вовсе не в разработке пользовательского интерфейса для магазина, — подтверждает Франк Фронцек, менеджер Software AG по работе с заказчиком. — Наша цель — создание универсального электронного бизнес-решения, которое соединит процессы и корпоративные системы всех партнеров».
Опубликовано с разрешения
журнала Software Report