Молоко и молочные продукты, соки и морсы, соленья и маринады — все это ежедневно производится на предприятиях компании со звонким, словно весенняя капель, названием «Вимм-Билль-Данн». Сегодня «Вимм-Билль-Данн» — это холдинг, включающий огромное производство, склады, где происходят ежедневные контакты с поставщиками и заказчиками, ведется сложнейшая бухгалтерия. Вполне очевидно, что «вручную» управлять таким хозяйством невозможно. Об автоматизированной системе управления, действующей сегодня в «Вимм-Билль-Данн», мы попросили рассказать руководителя департамента информационных технологий компании — Игоря Житченко.
Производственно-торговая группа «Вимм-Билль-Данн» |
Образована в 1992 году. Основные производственные мощности находятся на Лианозовском, Царицынском и Раменском молочных комбинатах. Компания выпускает серию из 23 натуральных соков и нектаров «J7», 7 видов соков серии Rio Grande, морсы «Чудо-ягода», консервированные овощи «Из бабушкиного погребка», молочные и кисломолочные продукты под марками «Домик в деревне», «Милая Мила» и «Чудо».
Компания «Вимм-Билль-Данн» открыла ряд торговых филиалов в различных регионах России: в Новосибирске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Самаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Киеве. Постоянно расширяется дистрибуторская сеть компании. |
CRN EP/RE: Игорь Александрович, что представляет собой система автоматизации, действующая сегодня в компании «Вимм-Билль-Данн»?
Игорь Житченко: Практически все предприятия холдинга, как в Москве, так и в регионах, связаны в единую корпоративную сеть. Это не только локальная компьютерная сеть, но и единое телефонное пространство, единая номерная сеть по всем каналам, которые мы арендуем. Плюс к этому программное обеспечение, которое полностью автоматизирует бизнес-процесс от производства продукции, обслуживания клиента, вплоть до получения консолидированного баланса по холдингу.
Система построена из блоков, обслуживающих различные стадии управления, — планирование и учет производства, бухгалтерия, склад. В то же время это единое информационное пространство, где можно проследить весь путь движения товара, от начала его производства до реализации. Так, информация, полученная со складов, используется для резервирования товаров, его распределения по клиентам — как частным лицам, так и оптовым покупателям, по отделам фирмы. Далее идет автоматическая выписка сопроводительных документов. Имеется возможность заказать продукцию по телефону, после чего эта информация автоматически попадает на склад. Затем обеспечивается вывоз продукции — для охраны предприятия также существует небольшой программный модуль. Разработан большой комплекс аналитических отчетов и блок реализации, в котором происходит преобразование первичных данных в бухгалтерские проводки. Далее данные обрабатываются в блоке основной бухгалтерии, который уже вливается в блок консолидации.
Система написана на Microsoft SQL Server 6.5 и 7.0, а приложения — на Borland Delphi.
CRN EP/RE: Кто был разработчиком автоматизированной системы для «Вимм-Билль-Данн»?
ИЖ: Это наша собственная разработка. Примерно два года назад руководство компании, не удовлетворившись тем, как работает ПО, заказанное у сторонней фирмы, приняло решение создать на «Вимм-Билль-Данне» собственный программистский коллектив. В компанию были приглашены специалисты из ведущих компьютерных фирм Москвы. Я сам попал в «Вимм-Билль-Данн» именно таким образом.
Нам было необходимо вникнуть во все тонкости и особенности работы компании. На это время мы установили на филиалах программное обеспечение, автоматизирующее только бизнес-процесс по обслуживанию клиентов и требующее минимальной поддержки. Бухгалтерия продолжала работать на уже имеющейся программе («Инфин»). В то время ПО практически не было связано между собой.
Проанализировав ситуацию, мы приступили к серьезной разработке. Первым был заново переписан весь программный комплекс по обслуживанию клиента. Там была предусмотрена возможность работы со многими складами и со многими фирмами, хотя в то время еще не было общей сети холдинга. Приблизительно за 8 месяцев этот программный комплекс был написан и установлен во всех филиалах компании. Все управление осуществляется из единого центра. Я одним щелчком мыши могу вызвать на экран, например, данные по только что произошедшей отгрузке продукции на Екатеринбургском складе, а также передать туда необходимую информацию.
Сегодня уровень нашего программного продукта сравним с интегрированными системами, которые делают под заказ ведущие российские фирмы-разработчики. В полном объеме с бухгалтерским модулем система работает у нас около одного года. Руководством компании принято решение, что ей будет присвоен статус корпоративной системы (речь идет о Москве).
CRN EP/RE: Сегодня ваша система работает на всех предприятиях холдинга?
ИЖ: Нет, пока она действует, как я сказал выше, на предприятиях и филиалах сокового направления. Молочное направление работает по собственной схеме, там существуют свои отделы программирования, используются свои системы ведения бизнес-процессов. В настоящее время наша система проходит опытную эксплуатацию на Раменском молочном комбинате. А блок бухгалтерского учета — на Царицынском молочном комбинате.
CRN EP/RE: Что представляет собой сеть компании «Вимм-Билль-Данн»?
ИЖ: Если не конкретизировать, то в сеть сегодня объединены порядка 15 крупных точек в Москве и СНГ. Кроме этого в систему включены удаленные склады, на которые не распространяется единое телефонное пространство. Доступ к ним осуществляется не по выделенным каналам, а через телефонные линии нашей сети.
Один человек следит за физическим состоянием сети — все ли каналы работают, какая на данный момент у них пропускная способность, не «упал ли» какой канал связи с тем или иным поставщиком услуг, нет ли у них претензий. К сожалению, в России связь работает не всегда надежно. При этом установить канал связи по Москве с Раменским подчас тяжелее, чем с Владивостоком, — это специфика России.
Администратор баз данных следит за тем, чтобы они всегда поддерживались в актуальном состоянии. Эта технология у нас хорошо отлажена.
CRN EP/RE: Какая компания поставила вашему холдингу сетевое решение?
ИЖ: Мы сами выступаем генподрядчиком — договариваемся с разными поставщиками услуг, объединяем элементы системы в одно целое, осуществляем консалтинг по информационным технологиям. Это связано со спецификой нашего производства: так как мы производим продукцию массового потребления, то любое удорожание падает на себестоимость. Поэтому приходится постоянно бороться за снижение накладных расходов. Работа же с одним сторонним генподрядчиком ведет к удорожанию проекта минимум в полтора–два раза.
Одной из фирм, к которой мы обратились и которая построила для нас первую магистральную ветку сети по Москве, объединившую центральный офис на Солянке, Царицынский и Лианозовский молочные комбинаты, стала фирма Global One. Был закуплен канал связи.
Когда уже существовала центральная линия, мы стали вести работу по подсоединению к ней наших удаленных филиалов в других городах. Сначала мы решили вопрос с оборудованием, провели исследование этого рынка. Нас интересовало сетевое оборудование по передаче данных, голоса в сжатом виде с использованием технологии Frame Relay. Было выбрано оборудование ACT Networks, предлагаемое фирмой «Классика» (кроме этого рассматривались технологии Cisco Systems, Motorola и Nortel Networks). Нас устроило соотношение «цена/качество», устойчивая работа в различных сетях. Договор с «Классикой» был подписан в начале 1998 года.
Компания «Классика» |
основана в 1992 году. Cпециализируется на системной интеграции, дистрибуции и разработке приложений на основе сетевых и многопользовательских ОС для банковской сферы, финансов, страхового дела, телекоммуникаций, государственного управления и производства, науки и образования.
В области разработки локальных и корпоративных сетей «Классика» опирается на технологии АТМ, коммутируемого Fast Ethernet и Gigabit Ethernet, используя для своих проектов активное сетевое оборудование 3Com, Cisco Systems, Fore Systems, Lucent Technologies, Newbridge, Nortel Networks. |
Подключение пяти удаленных филиалов компании было осуществлено на основе каналов связи с пропускной способностью 32–64 Кбит/сек, арендуемых у компаний «Голден Лайн» (в Москве), «Совам Телепорт» (на федеральном уровне) и местными предприятиями электросвязи (на региональном уровне).
Оборудование для построения структурированных кабельных сетей нам поставляет компания «ЭкстраКом», с которой мы работаем уже несколько лет. Начав с одного предприятия, «ЭкстраКом» постепенно поставляла оборудование и для остальных. Сейчас эта компания получила статус одного из ведущих партнеров Intel Group.
CRN EP/RE: Пришлось ли перестраивать производство на «Вимм-Билль-Данне» с внедрением системы?
ИЖ: Конечно. Пришлось полностью перестраивать складские службы. Изменилось обслуживание клиента, пришлось выработать компромиссные решения с департаментом продаж. Для бухгалтерии был разработан новый план счетов.
CRN EP/RE: Как можно сегодня оценить экономический эффект от внедрения системы?
ИЖ: Просчитать, конечно, можно, но это уже вопрос к экономическому департаменту. За последнее время у нас продажи выросли, но это результат действия многих факторов, и оперативное управление — отнюдь не единственный.
Благодаря автоматизации процесса управления нам удалось уменьшить складские запасы, потому что теперь существует оперативная информация о том, что творится на складах. Мы может быстро реагировать и подвозить недостающее. А с уменьшением запасов отпала необходимость в больших складах. Поскольку складские помещения, в основном, арендуются, здесь экономический эффект наиболее нагляден.
Но главное — стало удобнее работать.
CRN EP/RE: Как ваша система будет развиваться в дальнейшем?
ИЖ: Наша система постоянно развивается. Во-первых, российское законодательство не даст программистам умереть с голоду своими постоянными изменениями. Во-вторых, мы постепенно дописываем те части системы, которые имели ранее меньшее значение, например, модуль по управлению доставкой в иногородние филиалы. Также пытаемся постепенно расшить узкие места, одним из которых является пересылка сведений об изменении цен по филиалам различного уровня. Идет переработка бухгалтерского учета. Мы хотим сделать его проще, чтобы с нашими программами мог работать бухгалтер обычной квалификации. Также в планах компании — автоматизировать производство.
С начала этого года мы введем нашу систему в промышленную эксплуатацию на Раменском молочном комбинате. Там будет работать наш
автоматизированный бизнес-процесс. Сейчас он работает в тестовом режиме, идет сертификация сервисов. Наши коллеги из молочного производства хотят попробовать наладить прием заказов и торговлю через Интернет. Это не просто из-за специфики продукции, к тому же наш покупатель — это серьезные крупные магазины, которые готовы к этому, и мелкие оптовики, для которых Интернет — это что-то из области фантастики.
Все наши планы тесно связаны с ценовой политикой компании: если мы возьмемся за дорогостоящий проект, это неизбежно скажется на цене продукции. У покупателей сегодня большой выбор, и зачастую существенным фактором предпочтения того или иного продукта становится цена. А наша задача не только выстоять в жесткой конкурентной борьбе, но и одержать победу.