Мы продолжаем рубрику «Последняя миля бизнеспроцессов», начатую в №3/2007. Как бы ни была развита комплексная автоматизация на предприятии, на отдельных его участках практически всегда будут сохраняться рутинные процедуры, не «закрытые» основными системами и выполняемые вручную. Автоматизировать «мелочи», хотя это и было бы полезно, мешает небольшой масштаб таких задач: усложнение и без того очень непростой системы — слишком дорогая плата за их решение. Возможный выход из положения — корпоративный портал в сочетании с интеграционной платформой.
В середине 2005 года по решению совета директоров акционерный коммерческий банк «Совфинтрейд» был перепрофилирован из универсальной кредитной организации в специализированный ипотечный банк и уже спустя полугодие стал одним из лидеров на рынке рефинансирования ипотечных кредитов. «Совфинтрейд» работает не непосредственно с населением, а на так называемом вторичном рынке ипотечных кредитов, т. е. выкупает у банковпартнеров те кредиты, которые они выдали физическим лицам, и формирует из них портфели для последующей секьюритизации. Эта деятельность требует интенсивного обмена информацией с многочисленными партнерами.
В банке активно применяются информационные технологии, причем используются как собственные разработки (системы поддержки банковской деятельности, CRM), так и тиражные продукты, по большей части от Microsoft. В их числе — ERPсистема Microsoft Dynamics AX и платформа обмена данными Microsoft BizTalk Server 2004. Рабочие места стандартизированы с использованием Microsoft Windows XP Professional и Microsoft Office 2003. Поэтому когда в компании встал вопрос об улучшении взаимодействия между сотрудниками, обеспечении новыми удобными сервисами и повышении прозрачности процесса сбора информаци, специалисты «Совфинтрейда» обратили внимание на Microsoft Office SharePoint Server 2007. «Для нас в первую очередь был важен стандартный внутренний сайт с адресной книгой, справочниками сотрудников и партнеров, новостями банка и т. п., — объясняет начальник управления ИТ «Совфинтрейда» Иван Зайцев. — Но последняя версия SharePoint Server способна на большее, и мы использовали ряд ее новейших возможностей». Подрядчиком в этом проекте стала компания TopS BI.
В два раза быстрее
Отметим интересную особенность: проект стартовал еще до выхода финальной версии продукта, — специалисты TopS BI и «Совфинтрейда», заручившись поддержкой Microsoft, решились на внедрение бетаверсии. «Мы составили план разработки, сформировали проектную команду из самых квалифицированных сотрудников, — рассказывает Екатерина Волощенко, директор департамента электронного бизнеса и заказных разработок компании TopS BI. — Конечно, всех нас подстегивал интерес к новой платформе, которую незадолго до того на бизнесфоруме Microsoft демонстрировал Билл Гейтс». Учитывая новизну продукта и возможные сложности, разработчики планировали выполнить проект в два этапа: сначала за два с половиной месяца реализовать базовые инструменты портала и ещё за полтора — расширенную функциональность (дополнительные механизмы интеграции с внешними системами и т. п.). Однако в итоге весь проект удалось реализовать за полтора месяца — с быстротой, удивившей даже самих разработчиков.
Столь высокую скорость, по мнению специалистов TopS BI, обеспечило то, что внедрявшийся продукт построен полностью на платформе .NET Framework 2.0. Ее новые возможности упрощают разработку портальных решений. Таким образом, наиболее сложным этапом проекта стала проработка архитектуры интеграционного решения и создание обслуживающих модулей, а разработка на платформе Microsoft Office SharePoint Server 2007 свелась к настройке интерфейсов стандартными средствами портала.
Определенную трудность представляло отсутствие документации (которая на тот момент еще не была написана) и материалов по разработке, но сам продукт, несмотря на то что находился в бетаверсии, оказался практически готовым. Специалисты TopS BI ни разу не столкнулись с такой ошибкой, о которой они как бетатестеры должны были бы сообщить в Microsoft. Не понадобились им и консультации поставщика — все возникавшие сложности проектной команде удавалось преодолеть самостоятельно.
На последней миле бизнеспроцесса
Поскольку SharePoint Server оптимизирован для использования с ПО Microsoft, которое преобладает в «Совфинтрейде», внедрение портала позволило решить сразу целый ряд задач. При этом разработчики, как уже говорилось, задействовали новейшие возможности, отсутствовавшие в более ранних версиях SharePoint. Прежде всего очень полезным оказался механизм, обеспечивший работу со статистикой по импортуэкспорту кредитных дел. Эти дела, представляющие собой объемные документы стандартной структуры, приходят в «Совфинтрейд» от банковпартнеров. Для безопасного обмена данными используется Microsoft BizTalk Server 2004 со встроенным шлюзом, через который перед передачей дела в хранилище документов реализуется его проверка на корректность. Если в деле обнаруживается формальная ошибка (например, не заполнено обязательное поле, такое как фамилия заемщика), оно не принимается, а возвращается партнеру для исправления. Однако эта система не предоставляла интерфейса, позволяющего быстро определить статус дела, узнать, сколько дел и от каких партнеров прошло такую проверку, сколько было отклонено по формальным критериям и т. д.: имена файлов с кредитными делами неинформативны, и для того, чтобы получить любую нужную информацию, работникам банка приходилось поочередно открывать каждый файл. Проблемы была решена просто — разработчики из TopS BI организовали выгрузку ряда служебных данных в таблицы Excel и сделали их доступными через интерфейс Internet Explorer. Для этого был использован Excel Server — встроенный модуль SharePoint Server 2007, обеспечивающий отображение таблиц средствами портала. В новом представлении наглядно виден, в частности, и статус ошибки, благодаря чему ИТперсоналу стало значительно проще находить «проблемные» кредитные дела: по оценке Ивана Зайцева, их поиск ускорился не менее чем на 70%.
Через портал можно работать с корпоративным справочником сотрудников из Active Directory и справочником партнеров из CRMсистемы, в том числе осуществлять поиск по содержанию этих данных. Взаимодействие в обоих случаях происходит по протоколу SOAP и реализуется с помощью интеграционных компонентов Business Data Catalog. Благодаря еще одному встроенному механизму новой платформы — средству работы со сложными формами Infopath Server — сотрудники банка теперь могут без специализированной клиентской программы, прямо в Internet Explorer, заполнять электронные заявки на бронирование переговорных комнат и корпоративного транспорта. Ответственное лицо просматривает список заявок и резервирует соответствующие ресурсы. Модуль бронирования переговорных позволяет просмотреть сводку занятости комнат, задать тему, время, место совещания и список необходимого оборудования.
Кроме того, напомним, что у корпоративного портала два основных назначения: вопервых, через него пользователям предоставляются разнообразные сервисы, а вовторых, он служит развитию корпоративной культуры. Естественно, разработчики предусмотрели в своём решении и инструменты, поддерживающие информирование сотрудников, такие как новости (ведется несколько новостных лент) и библиотеки корпоративных документов.
* * *
Итак, сотрудники банка получили точку доступа к различным системам, но им еще предстоит освоить и оценить те возможности, которые предоставляет портал, понять, насколько он полезен для той или иной практической задачи. Перспективы развития портала не менее интересны, чем то, что уже сделано: обсуждаются новые варианты его интеграции с другими корпоративными информационными системами, развитие собственно «портальных» сервисов — добавление форумов, опросов, голосований, персональных страничек, разнообразных подсистем согласования и многое другое. По мнению руководителей проекта, решение на платформе Microsoft Office SharePoint Server 2007 сохранит свою актуальность еще много лет.