Методологию авторы понимают как описание множества задач предметной области с точки зрения их содержания, логических связей, входов и выходов, организации проектов решения задач. Потребность в методологии при постановке электронного бизнеса вполне очевидна и не нуждается в обосновании. Более того, методология - это единственное, во что консультационным компаниям следует инвестировать значительные средства.

Практика внедрения передовых управленческих технологий на предприятиях демонстрирует два традиционных подхода к методологии развертывания систем электронного бизнеса - классический, или "консультационный" (его традиционно развивают консультационные фирмы) и техницистский, или "компьютерный" (который традиционно развивают компьютерные фирмы). Мы же полагаем, что развитие электронного бизнеса требует интеграции обоих подходов. Именно интегральный подход и обсуждается в статье.

Основные принципы разработки методологии

Понимание сути электронного бизнеса

В узком, или технологическом смысле под электронным бизнесом ранее понималось использование информационных технологий (в первую очередь связанных с Интернетом) для организации взаимодействия предприятия с внешней средой, включая поставщиков, потребителей, партнеров и т. д. При таком подходе электронный бизнес выступает прежде всего как достаточно сложная прикладная информационная система.

Более широкий, или концептуальный подход рассматривает электронный бизнес как способ предпринимательства, способствующий достижению стратегического успеха в новую информационную эпоху. При таком понимании электронный бизнес отнюдь не сводится к информационным технологиям или активности в Интернете. Он затрагивает все аспекты бизнеса, включая стратегию, процессы, организацию и технологию, и выводит его далеко за сложившиеся границы.

Ответственность консультантов

Важнейшей тенденцией становится слияние потенциала и компетенции собственно консультационных фирм и компьютерных компаний под флагом развития электронной коммерции. Тому уже немало примеров в мировой практике: достаточно упомянуть соглашение, заключенное в январе 2000 года между крупнейшим американским производителем ПО для электронного бизнеса Ariba и консалтинговой фирмой Ernst & Young, или альянс компаний Microsoft и KPMG, состоявшийся в феврале 2000 года и также ориентированный на комплексные услуги в области электронного бизнеса.

В этих условиях возрастает не только роль, но и ответственность консультантов за предлагаемые ими решения. Консультант уже не может просто "давать советы" либо "содействовать". Наоборот, он оказывается вовлечен не только в процесс анализа и выработки решений, но и в процесс их реализации, поскольку решения требуется постоянно адаптировать к изменяющимся условиям на протяжении достаточно долгого времени.

Именно последнее обстоятельство делает вопрос разработки методологии критически важным как для консультационных фирм, независимо от их масштабов, так и для их клиентов.

Изменение базовой модели бизнеса

В современном бизнесе существует ряд глобальных тенденций, позволяющих говорить о его "проективизации", т.е. о возрастании доли и значения деятельности, связанной с осуществлением проектов. Важнейшиесреди них - это:

  • переход от регулирования и концентрации к координации и распределенности;

  • сокращение жизненного цикла изделий и услуг, в особенности уменьшение сроков разработки и запуска;

  • индивидуализация спроса и предложения.

В целом можно говорить об изменении парадигмы бизнеса - бизнес-система начинает рассматриваться как совокупность взаимосвязанных распределенных проектов. Подобный подход позволяет адекватно отразить и другую особенность современного бизнеса, когда основным стратегическим конкурентным преимуществом становится гибкое поведение в существенно изменчивой внешней среде. В таких условиях неизбежен отход от жестких организационных структур и управленческих технологий. Это также приводит к резкому возрастанию роли и значения управления знаниями (эффект интеллектуализации бизнеса).

Практическая направленность

Чтобы методология имела практическую направленность, она должна опираться на следующие моменты:

  • апробация на реальных проектах;

  • учет реальных российских условий и специфики предприятий;

  • учет зарубежного опыта и лучшей практики.

Интеграция частных методологий

В настоящее время имеется множество специализированных методологий, разработанных усилиями ведущих консультационных и компьютерных фирм. Однако бурное развитие электронного бизнеса заставляет взглянуть на них по-новому в связи с тем, что изменяется существо рассматриваемых задач; комплексный характер проблемы требует интеграции специальных методологий; возникает необходимость в создании "новой компетенции" за счет слияния разнородных компетенций, воплощенных в "компьютерных" и "консультационных" методологиях.

Важнейшие частные задачи, для которых следует пересмотреть и интегрировать существующие методологии, перечислены ниже в таблице.
Задачи Новые факторы
Стратегическое планирование Переход к электронному бизнесу нельзя откладывать
Маркетинг Отсутствие достоверных знаний и апробированных методов

Сосуществование "реального" и "виртуального" рынков

Инвестиционный анализ и организация финансирования Необходимость снижения рисков для проектов развития электронного бизнеса

Анализ разнородных стратегических альтернатив

Стратегии с переменной структурой

Организационные преобразования Изменение существа организации и ведения бизнеса

Изменения принимают перманентный характер

Реинжиниринг бизнес-процессов Переход от описания технологических операций к поддержке принятия решений
Архитектура информационных систем Многовариантность

Жесткие требования к гибкости, масштабируемости, эффективности и интегрируемости

Разработка/внедрение приложений Переход от разработки к комплексированию и кастомизации
Управление программами и проектами Становится неотъемлемой частью повседневной практики в условиях постоянных изменений
Обеспечение непрерывности бизнеса Становится "mission critical" как в текущей деятельности, так и при проведении преобразований
Аудит организации и ведения бизнеса Не только и не столько финансовый аудит, сколько аудит организации и ведения бизнеса

Новые бизнес-возможности и их комбинации

Развитие электронного бизнеса создает совершенно новые возможности, особенно для крупных производственных и торговых компаний. Они, например, могут проводить собственно электронные сделки купли-продажи, выступать в качестве организаторов торговли (создавая собственные либо глобальные торговые площадки), предоставлять услуги аутсорсинга своим партнерам (т.е. сдавать в аренду информационные системы электронного бизнеса). Возможны и любые комбинации этих возможностей.

Приоритетное значение стратегии

Методология должна иметь тщательно продуманную стратегическую составляющую; это подтверждают в первую очередь такие факторы, как:

  • критически важное значение перехода к электронному бизнесу для выживания компании;

  • неопределенность внешней среды;

  • высокая степень интегрированности конечного решения;

  • внутренняя неготовность предприятий;

  • высокие риски при больших затратах;

  • фактор времени.

В общем случае речь идет о стратегии экспансии, с ориентацией на глобальную конкуренцию.

Изменение маркетинговых задач

Анонимность клиентов, отсутствие достоверных знаний об их поведении, затрудненность сбора сведений заставляют по-новому ставить и решать задачи маркетинга. В то же время следует принимать во внимание, что электронный бизнес отнюдь не отменяет обычного рынка; "реальный" и "виртуальный" рынки будут сосуществовать, хотя соотношение между ними будет меняться.

Инвестиционный анализ

Одной из важнейших задач методологии можно считать превращение проектов развития электронного бизнеса из венчурных в инвестиционные с приемлемым риском. Традиционные методы анализа инвестиционных проектов основаны на допущении о гладком изменении моделируемых параметров внешней и внутренней среды при сохранении структуры поведения (стратегии бизнеса). В рамках подобного подхода практически невозможно учесть структурные изменения, связанные с анализом разнородных стратегических альтернатив и/или адаптацией к изменяющимся условиям и достигнутым результатам.

Многовариантность архитектуры и стратегии реализации

При выборе платформы информационных систем электронного бизнеса сейчас существует широкий спектр возможностей. Это:

  • Полная разработка. Приложения для электронного бизнеса создаются с использованием универсальных средств разработки, например, высокоуровневых языков программирования, используя возможности IP-протокола для выполнения транзакций.

  • Базовая Интернет-платформа. В качестве основы для разработки используются средства, ориентированные на представление информации на сайте и организацию взаимодействия прикладных программ и сетевого браузера. Вся функциональность системы электронной торговли реализуется за счет полной разработки с использованием языков программирования и баз данных.

  • Сервер для электронной коммерции. Для разработки используется продукт, реализующий, помимо стандартной функциональности Web-сервера, поддержку специфических для электронного бизнеса функций. В их число могут входить: работа с каталогами, прием заказов, проверка кредитных карт, исполнение платежей. Однако создание реальной системы на основе подобного сервера все равно требует дополнительной разработки либо глубокой кастомизации.

  • Законченные приложения. Поставщик ПО поставляет прототип высокой степени готовности, который требует минимальной настройки на конкретные условия или не требует ее вообще. Подобные программные продукты обычно ориентированы на относительно несложные технологии торговли.

  • Аутсорсинг. Предприятие вообще не занимается ни разработкой, ни обслуживанием прикладной системы электронного бизнеса. Вместо этого оно использует возможности провайдера коммерческих услуг, полностью поддерживающего коммерческий сайт предприятия.

  • С выбором платформы связана и проблема выбора стратегии реализации - она должна обеспечивать гибкость развития, масштабируемость, эффективность, переносимость. Данная проблема тем более важна, что в начале проекта в принципе невозможно предусмотреть точные темпы роста либо учесть появление новых требований к системе.

Аудит электронного бизнеса

Развитие электронного бизнеса остро ставит вопрос о проведении независимого аудита его организации и деловой практики. Из важнейших вопросов, подлежащих рассмотрению, отметим следующие:

  • состоятельная деловая практика, т.е. следование опубликованным правилам, которые последовательно и исчерпывающе раскрывают суть и порядок выполнения всех операций;

  • корректность выполнения операций, т.е. использование тщательно отработанных процедур, гарантирующих продавцам и покупателям неискаженное представление и точное исполнение их предложений и заявок с гарантией оперативности, надежности и защищенности;

  • защита информации и конфиденциальность, т.е. использование эффективных средств и процедур защиты и контроля, гарантирующих участникам высокий уровень информационной безопасности и конфиденциальности.

Обеспечение непрерывности бизнеса

Под непрерывностью бизнеса понимается возможность своевременного выявления и нейтрализации воздействия внешних и внутренних факторов, несущих потенциальную либо актуальную угрозу нарушения нормального хода выполнения деловых операций. Примеры таких угроз - форсмажорные обстоятельства, попытки взлома информационной защиты, различного рода аварии, случаи преднамеренного вредительства.

Возрастание рисков, изменение их природы делает задачу обеспечения непрерывности бизнеса одной из важнейших. Это относится как к повседневной практике электронного бизнеса, так и к проведению преобразований, связанных с переходом к нему.

Интеграция с существующими информационными системами

Важнейшая экономическая задача - сохранение инвестиций в информационные системы. Для ее решения используют следующие основные подходы:

  • разработка систем в соответствии со стратегией развития предприятия;

  • использование открытых архитектур и систем;

  • ориентация на применение стандартов;

  • использование CASE-технологий.

Управление программами и проектами

Методология в целом, а также ее составляющие, служат основой для реализации проектов. Важная особенность методологии состоит в том, что для каждого проекта, реализующего методологию, в ней самой предусмотрены основные принципы организации управления этим проектом.

Выводы

С научной точки зрения наиболее сложной представляется задача интеграции частных методологий. Это объясняется прежде всего различиями в концептуальных подходах и постановках задач. Немалую проблему, как обычно, составляет терминология. В то же время ситуация не представляется безнадежной. Практическая значимость проблемы просто вынуждает консультационные фирмы решать ее в рабочем порядке.

С практической же точки зрения гораздо более сложна и важна задача "внедрения" методологии. Следование любой методологии предполагает весьма жесткую дисциплину, что требует от консультантов изменения подхода к своей деятельности. Выработка решения для сложных междисциплинарных задач и доведение его до практической реализации по силам только высокотехнологичным командам консультантов-универсалов, ориентированным на конечный результат, которые должны придти на смену "вольным художникам-одиночкам" либо жестко регламентированным группам узких специалистов.

Виктор Бирюков - к.т.н., директор департамента бизнес-консалтинга, "Аквариус Консалтинг".

Владимир Дрожжинов - к.т.н., вице-президент по развитию бизнеса группы "Аквариус".