Когда мы говорим о построении социально значимых ИТ-сервисов, реализуемых в рамках концепции «Разумного города», в памяти волей-неволей всплывает небезызвестный в компьютерной индустрии подход использования лучших в своем классе решений (best-of-breed). Действительно, деятельность в сфере автоматизации данной категории сервисов, предоставляемых населению федеральными и муниципальными властями, с одной стороны, являет собой единую ветвь развития информатизации современного общества. С другой — в данном случае мы получаем значительный разброс функциональных направлений, каждое из которых имеет свои особенности и развивается независимо от других.
Как известно, одним из наиболее важных объединяющих параметров, характеризующих развитие концепции «Smart City» вообще и социально-ориентированных сервисов в особенности, является обратная связь с населением. В последнем случае свою роль безусловно играют особенности экономической, миграционной, национальной политики того или иного государства, традиции восприятия информационных технологий обществом в целом либо отдельными его слоями и множество других факторов.
Все это позволяет говорить о высокой чувствительности данной обратной связи, чего никак нельзя не учитывать на практике. Во-первых, критерии выбора технологических решений чувствительны к объективным и субъективным факторам, характеризующим повседневную жизнь населения. Использование тех технологий, которые однозначно признаются оптимальными для страны с небольшим компактно проживающим населением, оказывается весьма спорным, когда речь заходит о государстве, располагающем огромными территориями с сильно различающейся плотностью населения.
Не до конца продуманная концепция электронной идентификации граждан, не учитывающая, казалось бы, незначительные нюансы реальной структуры населения крупных городов, может дезорганизовать хорошо продуманный в основных деталях механизм предоставления медицинских услуг пациентам. Такого же рода просчеты могут деформировать весьма благородные идеи развития электронных сервисов в области культуры и образования. И таким образом, вместо того чтобы, скажем, пойти по пути создания удобных для людей электронных библиотек, можно фактически стимулировать появление ресурсов, нелегально распространяющих защищенный авторскими правами электронный контент.
Субъективное восприятие населения тоже играет свою роль. Многим памятна нешуточная полемика вокруг введения универсальной электронной карты, эффект от использования которой, казалось бы, очевиден. Восприятие одних и тех же технологий в медицине молодежью и людьми пожилого возраста может быть чуть ли не диаметрально противоположным, и все эти мнения никак нельзя не учитывать.
Важная роль коммуникаций с населением в процессе развития социально-ориентированных ИТ-сервисов проявляется и в том, что на конкретные направления этого развития существенно влияют не только технологии, ранее опробованные в сфере автоматизации бизнеса или государственного управления, но и те, которые принято относить к категории консьюмерских. Классическим, хотя и не единственным, примером здесь может служить широкое распространение индивидуальных медицинских приборов, во многом ориентированных на использование iPhone. Порталы, создаваемые в рамках концепции электронного правительства в Москве, также в значительной мере будут учитывать структуру потребления персональных устройств на рынке.
Однако несмотря на единство направления разумной социальной сферы, развитие отдельных групп сервисов может значительно различаться.
С одной стороны, здесь имеет место существенная зависимость от регулирующей деятельности самого широкого спектра — от отраслевых правил и инструкций (например, в медицинской сфере) до законодательства, действующего в пределах Российской Федерации.
С другой — в такой области, как, например, развитие культуры, очень важное значение имеет коллективное творчество большого числа заинтересованных людей и соответственно технологии краудсорсинга.
Обо всех этих нюансах мы говорим в рамках данного выпуска.