У нас служба, отвечающая за АСУТП, отделена от ИТ-подразделения. На других предприятиях нашей отрасли, насколько мне известно, АСУТП обычно подчиняется ИТ-директору. В итоге информация со всевозможных датчиков собирается, но на более высокий уровень не поступает. Исключение составляет лишь подсистема маркировки готовой продукции, которая довольно тесно интегрирована с модулем логистики нашей ERP-системы, отслеживающим товародвижение на складах.
Но есть и обратные примеры. Мне доводилось слышать о том, что в ряде случаев информацию о производственных процессах выносили с уровня ERP-системы на более низкий (см.: Как делать деньги из воды//Intelligent Enterprise, № 19/2006). Это было нужно, чтобы более гибко адаптировать производственный процесс под те или иные особенности сырья с нестабильными свойствами, что типично для таких, например, отраслей, как пищевая промышленность, производство стекла или стройматериалов. Естественно, отслеживать каждое событие физически невозможно. С этим не справятся ни люди, ни автоматизированные системы, для которых и так часто не хватает ресурсов. Да это никому и не нужно. Для каждого слоя должна быть своя система автоматизации, но все эти системы должны быть между собой интегрированы.
Эта информация должна агрегироваться и только потом поступать на более высокий уровень. Нужно некое промежуточное звено, которое занималось бы сбором всех данных и проводило их промежуточную обработку в автоматическом режиме. И уже результаты этой обработки должны поступать в ERP-систему.
В целом сбор данных со всевозможных датчиков позволяет получить объективную картину состояния производства. Особенно там, где заказчики очень требовательны к качеству продукции. И тут анализ событий дает информацию о том, что именно приводит ко всевозможного рода сбоям, позволяя тем самым ничего подобного не допускать. И дело не в том, чтобы найти и наказать виновного, а в том, чтобы устранить причину, причем желательно раз и навсегда. Такую систему можно сравнить с видеонаблюдением. Да, оно дает возможность вести мониторинг сиюминутной картины в круглосуточном режиме и служит своего рода «недремлющим оком» бизнеса. Но в то же время оно даёт неоценимую информацию для расследования всяческого рода уже случившихся инцидентов и происшествий, что с лихвой оправдывает установку видеосистем. Тут уже система превращается в мозг бизнеса, поскольку приобретает ценность, присущую мозгу, — свойство запоминать информацию и избирательно извлекать ее. Точно так же в нашем случае с системами сбора данных реального времени ценным оказывается не весь объем, а лишь относящийся к определенному моменту, длительность которого не превышает нескольких минут, а то и секунд.
Уровень детализации этой информации определяется бизнесом. Конечно, когда имеется потенциальная возможность отслеживать движение материальных потоков вплоть, условно говроря, до отдельной гайки, это создает некую уверенность в том, что процессы полностью управляемы и ситуация целиком под контролем. Но с другой стороны, быстро становится ясно, что это невозможно физически, да и не нужно. У нас уровень детализации учета в ERP-системе определяет бухгалтерия. Так или иначе с обработкой больших объемов данных мы пока не сталкивались, потому что на сегодня не имеем прямой интеграции ERP-системы с уровнем АСУТП.
Для того чтобы обосновать необходимость такого проекта перед бизнесом, служба ИТ или АСУТП с одной стороны и бизнес с другой должны понимать друг друга. Даже ко мне часто обращаются с тем, чтобы внедрить какое-либо решение, бывает, что и дорогостоящее, мотивируя это такими словами, как «круто», «технологично», и без всяких оценок, которые можно было бы свести к экономическим показателям. Таким, например, как уменьшение времени восстановления после аварий, сокращение числа инцидентов, снижение нагрузки на персонал или что-то другое. Когда мы обосновывали проект модернизации ЦОД, мы сделали ставку на то, что время ожидания значительно, почти на порядок, снизится, и тем самым добились выделения средств. Мы сделали презентацию, стараясь максимально понятно изложить те преимущества, которые получит бизнес. Когда же начинают говорить о малопонятных или совсем непонятных руководителю вещах, да еще на своем «птичьем» языке, с использованием труднопроизносимых аббревиатур, часто англоязычных, то сразу происходит отторжение.
Вместе с тем такие проекты для нас — пока дело будущего. На нашем предприятии идет масштабная реконструкция и техническое перевооружение. А в условиях, когда речь идет о сносе корпусов и о полной замене значительной части оборудования, внедрять производственные системы, естественно, будет пустой тратой ресурсов.