Передачей данных по сетям мобильной связи пользуется гораздо больше бизнес-пользователей, чем об этом принято думать. Согласно исследованию агентства SmartMarketing, в 2010 г. таких насчитывалось около полумиллиона, и число это постоянно растет.
Среди них – те, кто использует бизнес-приложения в основном для автоматизации работы торговых представителей. Впрочем, только этой сферой область применения мобильных приложений не исчерпывается, продолжая расширяться со временем. Создаются мобильные версии клиентов для систем автоматизации документооборота, ERP и прочих систем автоматизации бизнес-процессов и многих других. Другая точка роста – оснащение транспортных средств системами навигации, для отдельных классов ставшее даже обязательным. И многие транспортные предприятия внедряют системы мониторинга транспорта, что позволяет им решить очень многие давние проблемы. У всех этих классов систем есть общая черта: они рассчитаны на использование для доступа в Интернет, в том числе и посредством мобильной связи. Причем в ряде случаев именно этот канал может быть основным. Однако мобильный Интернет иногда становится довольно существенной статьей расходов. Вопрос, как их сократить, и стал предметом небольшого исследования.
В целом, подходы к решению проблемы сокращения затрат на мобильный Интернет – общие для всех классов приложений. Они сводятся как к оптимизации самого оборудования и ПО, так и к подбору оптимального тарифа с учетом всех возможных факторов (например, связанных с работой в роуминге). И оба этих подхода лучше сочетать.
Оптимизация данных, передаваемых мобильными приложениями, позволяет существенно снизить объемы передачи. Например, разные системы автоматизации деятельности торговых представителей по объему генерируемого трафика несколько лет назад отличались на порядок: 100 кбайт за рабочий день у лучших против 3 Мбайт у худших (КПК для торгового представителя//Intelligent Enterprise, спецвыпуск 3/2007). Впрочем, даже использование систем с худшими показателями давало довольно существенную экономию по сравнению с передачей данных голосом. Кроме того, появление дешевых тарифных опций, позволяющих использовать условно безлимитный доступ в Интернет с мобильного терминала, делает эту проблему просто неактуальной. Можно посоветовать разве что принудительно переключить устройство в режим связи 2G, что повышает надежность передачи данных, пусть и в ущерб скорости. Кроме того, это избавит персонал от соблазна использовать Интернет в личных целях. Однако стоит иметь в виду, что при использовании мобильного терминала в качестве клиента для бизнес-приложений так делать уже категорически нельзя, поскольку ни о какой производительности тогда не будет и речи. Хотя оптимизация данных и тут приведет к заметному повышению производительности, при этом избавив от риска «перебора» объемов трафика, заданных оператором связи, после которых существенно снижается скорость передачи данных. Если устройство будет использоваться в командировках, то имеет смысл включать соответствующие тарифные опции и не забыть их вовремя отключать.
Если используются системы мониторинга транспорта, ситуация в целом остается такой же. Но есть и некоторые отличия. Так, довольно велик объем данных, которыми оперирует система.
Кроме того, часто такие системы используются в спецтехнике и автомобилях, работающих вне зоны доступа сетей мобильной связи. И, по некоторым данным, на такие системы может приходиться до четверти внедрений. Естественно, ни о каком использовании мобильного Интернета тут не может быть и речи.
Но даже когда такого ограничения нет, следует иметь в виду: доля, приходящаяся на работу в роуминге, может быть значительной. Однако основные системы мониторинга имеют средства интеллектуального управления мобильной связью, включая выбор оптимального тарифа в автоматическом режиме. Естественно, их надо обязательно использовать.