Мотивация

Почему опытные специалисты, руководители, CIO вдруг меняют род занятий? Этим вопросом всегда задаются окружающие, когда хотят объяснить карьерный поворот знакомого или близкого им человека. У каждого своя история и своя мотивация, все зависит от многих факторов: ситуации на текущей работе, внешних условий, обстановки в семье, личных предпочтений и амбиций — в общем, от комплекса разных обстоятельств.

Однако в таком случае всегда необходимо решиться на очень серьезный шаг по смене хорошо упорядоченной жизни корпоративного чиновника, или, как сказал один мой знакомый, офицера компании, на нечто новое, неизвестное и рискованное. Не думаю, что мой случай оригинален, а потому его краткое описание, скорее всего, дополнит общую картину подобного развития карьеры CIO.

Непосредственной причиной принятия мною решения о смене рода занятий стал уход из компании, в которой я работал, ее основателей. К тому времени мой непрерывный стаж работы на одном месте составлял без трех месяцев десять лет. Вдруг пришло осознание, что накопилась колоссальная психологическая усталость от бешеной гонки, которая неизбежна при становлении и стремительном развитии бизнеса компании национального масштаба. Кроме того, по мере роста компания становилась все более упорядоченной, и новых оригинальных, как говорится, свежих задач по модернизации управления становилось все меньше и меньше. А те, которые были очевидны на ближайшее будущее, скорее относились к необходимой, но рутине — революционных проектов уже не ожидалось. В общем, в профессиональном плане намечался некий застой. Одновременно и, как это бывает, незаметно повзрослел сын, и существенно ослабели опасения за будущее семьи, все ее члены теперь сами могли зарабатывать себе на жизнь.

Вот такой клубок совпавших по времени предпосылок заставил меня подумать о смене рода занятий и пойти на риск, с этим связанный. При этом хотелось остаться в профессии, по максимуму использовать накопившийся опыт и, если хотите, разбогатеть. Именно не обеспечить свою семью, а разбогатеть. Так незаметно пришла мысль о собственном бизнесе, который был бы тесно связан с информационными технологиями, отраслью розничной торговли и требовал бы всего того, что удалось накопить за более чем два десятилетия профессиональной деятельности.

В результате мне легко было откликнуться на идею моего старого товарища создать собственный бизнес по внедрению ERP‑систем под крылом одного из крупных системных интеграторов. Таким образом, почти три года назад была создана наша компания, в которую удалось собрать наиболее квалифицированных участников своей старой команды. Так я оказался «по другую сторону баррикад».

Тебя никто не ждет

Благословляя меня и моих коллег на самостоятельное плавание, сооснователь моей прежней розничной компании сказал: «Самое трудное — это сбыт. Обеспечите сбыт — бизнес состоится». Прекрасно понимая, что продать свой продукт или услугу, какой бы хорошей она ни была, — это большой труд, не предполагал, что задача поиска контрактов станет не просто главной, а определяющей задачей и даже проблемой выживания.

На рынке никто никого не ждет, к каждому новому игроку относятся с подозрением. Это, наверное, основная трудность, с которой пришлось столкнуться на новом поприще. Ранее сбытом заниматься нужды не было, а задача «продажи» проектов внутри компании не идет ни в какое сравнение по напряженности и сложности с реальной продажей услуг на реальном рынке.

В остальном управленческого опыта CIO с запасом хватило для организации деятельности консалтинговой компании. При организации выполнения проектов вообще не пришлось сталкиваться с существенными отличиями. Так, вероятно, произошло потому, что консалтинговый бизнес основан на квалификации и опыте людей. Если удалось собрать дееспособную команду, то проблем с основной производственной деятельностью не возникает.

Уроки

Если кратко обобщить опыт первых лет, то необходимо отметить, что пришлось на себе ощутить, как менялось отношение новых коллег по цеху по мере того, как они осознавали, что новая компания начала угрожать их позициям и планам.

Еще удивительнее была метаморфоза, произошедшая в отношении ко мне и моим компаньонам со стороны прежних коллег — CIO. Их поведение, стиль общения в массе своей резко контрастировали с тем, что я ожидал, и с тем, как старался вести себя сам, будучи на их месте. Сразу вспомнились публикации в Intelligent Enterprise на тему взаимоотношений «поставщик — заказчик», которым ранее в основном не доверял. Скажу прямо, для меня это стало главной неожиданностью и вызовом.

Однако самое главное, что должно быть присуще CIO, желающему начать свой бизнес, — это готовность взвалить на себя груз огромной ответственности за тех, кто работает рядом с тобой. На этом пути приходится решать самые разнообразные задачи — от размещения офиса и обеспечения его всем необходимым до регулярной выплаты заработной платы. И каждая из этих задач так или иначе влияет на внутренний климат в компании.

Очень помогло то, что костяк коллектива составили давно знакомые и проверенные самыми сложными ситуациями специалисты, на которых всегда можно было опереться в трудную минуту и чья поддержка особенно ценна. На это была сделана основная ставка, поэтому компания изначально создавалась как партнерская.

В общем, еще раз подтвердилась истина, что лучше опираться на старых проверенных сотрудников, чем впопыхах искать на рынке новых. Коллегам, создающим новый бизнес в консалтинге, можно только посоветовать беречь и защищать свои команды — это ваш главный актив.

Очень важна была поддержка владельца головной компании, фактического спонсора создания нашего бизнеса и начальной фазы его развития. Особенно помогла она в условиях кризиса, без нее пришлось бы просто уйти с рынка. Без наличия подобной поддержки никому из нынешних CIO я не посоветовал бы бросаться в омут собственного бизнеса в нашей высокотехнологической отрасли.

Хочется ли обратно?

Машину времени пока не изобрели, а потому если гипотетически вернуться на три года назад, то, скорее всего, я бы принял то решение, которое принял. В том числе и потому, что собственный бизнес дает неповторимое ощущение свободы создания будущего. Вместе с тем неизбежной платой за это ощущение является груз ответственности за тех, кто рядом с тобой, и осознание риска, что все это может внезапно закончиться из‑за неблагоприятного стечения обстоятельств.

Парадоксально, но постепенно накапливается ностальгия по «шкуре» CIO, а потому не исключаю, что когда‑то вновь захочется вернуться к статусу «офицера компании».