В последнее время производители ПО, их объединения, а также продавцы и дистрибьюторы все активнее лоббируют продвижение концепции Software Asset Management (SAM), управления ПО как активом. И Россия тут не является исключением. При этом аргументация лоббистов SAM кажется вполне убедительной: ведь и перелицензирование, и недолицензирование ПО — довольно серьезные и не слишком приятные явления.
Так что, по данным исследования IDC The 2009 Software Pricing and Licensing Trends Survey (Тенденции изменения цен и политики лицензирования в 2009г.), проведенного совместно с Flexera Software, количество компаний, использующих различного рода инструментарий для автоматизации управления лицензиями на ПО, выросло по сравнению с 2008 г. на 4 процентных пункта и составило 62% (http://www.flexerasoftware.com/company/newscenter/pressreleases/press-releases_10725. htm). Основными мотивами стали (в порядке важности) сокращение расходов на лицензирование, обеспечение соответствия использования ПО лицензионным соглашениям, заключенным с производителями, минимизация времени простоев. Тем более, как показали результаты все того же исследования, в 76% компаний имеет место перелицензирование, причем более чем в четверти от общего числа организаций оно охватывает 20% и более от используемого ПО. Недолицензирование же обнаружено в 53% организаций.
За последние два года более 40% производителей программного обеспечения внесли изменения в политику лицензирования и цены. Все популярнее становятся временные лицензии и временное предоставление прав использования ПО на основе подписочных схем. Лишь 34% производителей ПО не используют никаких средств контроля. В 2008г. таких было немногим менее половины.
Однако не все так просто и однозначно. Хотя бы потому, что придется найти как минимум трех сотрудников: юриста, специализирующегося на вопросах интеллектуальной собственности и имеющего практику в этой сфере; менеджера по управлению лицензиями, обученного и соответствующим образом сертифицированного; менеджера по лицензированию со знанием иностранных языков (как минимум английского), который разбирается в лицензировании широкого спектра продуктов и умеет «читать» лицензионные соглашения. При этом может понадобиться и не один менеджер по лицензированию. Ведь особенности лицензирования серверных и настольных приложений весьма существенно различаются. Есть и целый ряд других нюансов.
А таких специалистов мало. Естественно, что их услуги обойдутся недешево. Равно как и обучение, сертификация и прочее, что также влечет ощутимые затраты. Нельзя исключить и то, что их просто не окажется в наличии, особенно если речь идет о регионах. Одно это может оказаться непреодолимым препятствием. Возможным выходом могло бы стать использование аутсорсинга. Такие услуги в последнее время приобретают популярность на Западе, особенно среди небольших и средних компаний. Однако в России только одна компания реально предоставляет подобный сервис. И вряд ли число таких компаний будет быстро расти.
Никто не отменял и кризис, точнее, его последствия. Нехватка персонала, снижение бюджетов, меры, проводимые в рамках реструктуризации бизнеса, слияния и поглощения, — не лучший фон для ведения любых проектов, и SAM в том числе. Да и если методологии SAM уже внедрены, данные факторы серьезно вмешиваются в процессы, связанные с управлением лицензиями (более подробно об этом можно прочитать в статье на нашем сайте «Как кризис влияет на управление лицензиями»).
К тому же проект внедрения SAM — скорее организационный, чем технологический. А это, как показывает опыт, заметно усиливает риск провала (Почему проваливаются проекты по внедрению систем управления ПО как активом // Intelligent Enterprise, № 11/2009). Причин тому может быть множество, от отсутствия понимания руководства до открытого сопротивления персонала. Не все понятно и с тем, насколько соответствует использование инструментов SAM законодательству, в частности, закону «О персональных данных» и другим нормативным актам, регламентирующим вмешательство в частную жизнь.