Как организовать работу крупных складских комплексов с использованием автоматизированных систем управления
На крупном современном складе с огромным количеством номенклатурных позиций и большим товарооборотом постоянно выполняются сотни рутинных операций, к скорости выполнения которых предъявляются высокие требования. Это определяет необходимость тщательной отладки и автоматизации складских процессов. Например, большие территории складов приводят к чрезмерным потерям времени на лишние перемещения сотрудников (в том числе и на технике) в случае использования бумажной технологии.
При большой номенклатуре сотруднику склада сложно запомнить расположение всех запасов на складе, что приводит к увеличению времени поиска. Еще более драматичным это становится при необходимости соблюдать особые условия хранения и отпуска (например, отпуск по срокам годности, хранение с учетом весогабаритных характеристик товаров и т. п.). Даже простая идентификация товара человеком (без использования штрихкодов и т. п.) часто вызывает затруднения из‑за огромного количества наименований, многие из которых похожи между собой, а также из‑за возможных расхождений написания наименований в документах (заказах, накладных) и собственно на товаре или упаковке. Это только часть проблем, анализ которой уже показывает, что организация эффективной работы на крупном складе просто невозможна без использования автоматизированных систем управления класса WMS (Warehouse Management System, система управления складами).Одним из мировых лидеров в области разработки ПО автоматизации складской деятельности является компания SAP AG.
Пример внедрения SAP WMS в дистрибьюторской компании силами отделения систем управления и консалтинга компании ЛАНИТ
Складкой комплекс, на котором проходило внедрение SAP WMS, имеет 9000 кв. м высотного хранения, 1000 кв. м мелкоячеистого хранения и 300 кв. м офисных помещений. Это современный склад класса А. Высота основной зоны хранения составляет 12 м, что позволяет хранить палеты в пять ярусов. На складе работает более 20 единиц техники, включающей высотные штабелеры, погрузчик, комплектовщики заказов, транспортировщики палет. Склад оборудован современными секционными воротами, которые позволяют одновременно отгружать и принимать до 10 автомобилей от еврофур до «газелей».
Цели проекта внедрения SAP WMS
- Увеличение объемов обработки на вход/выход.
- Работа со штрихкодами оборудования (вендоров и собственными).
- Минимизация ошибок подбора и размещения.
- Сокращение времени обработки заказов.
- Оптимизация использования складских площадей.
- Подключение online терминалов сбора данных и персонифицированный учет выполнения следующих работ: приемка; размещение на хранение; внутрискладские перемещения, инвентаризация, пополнение; подбор, контроль отгрузки; ЛДУ, дополнительная упаковка, маркировка; улучшение качества выполнения работ на складе; минимизация ошибок за счет использования идентификации по штрихкоду.
Оптимизация использования ресурсов
Весь цикл внедрения был разбит на две очереди и занял около шести месяцев. Реализация первой включала в себя настройку системы SAP WMS для работы на базе бумажной технологии и разработку интерфейсов с внешними системами. В рамках второй очереди был настроен дополнительный модуль SAP TRM (Task and Resource Management, управление задачами и ресурсами) и произведен перевод на безбумажную технологию работы с использованием беспроводных терминалов сбора данных.
Основные результаты внедрения
- Приемка поставок с подсчетом и размещением на стеллажное хранение производится в среднем на 20% быстрее.
- Значительно возросла точность размещения товара. Соответствие фактического размещения и данных WMS приблизилось к 99,9%.
- На 30% сократилось время обработки заказов при существенно возросшей точности. Если ранее ежедневно пять—семь грузов уезжало клиентам собранными не полностью, то после внедрения — не более 10 в месяц.
Рассмотрим возможности автоматизированных систем управления складом на примере продукта SAP WMS и его расширенной версии EWM (Extended Warehouse Management, расширенное управление складами).
Описание функциональности
Управление складскими ячейками
Расширенное управление складами позволяет детально описать структуру склада. Приложение способно автоматически определять оптимальные параметры размещения материала на основе данных продукта, данных об его упаковке и текущего или планируемого расхода материала.
Подсистема «Управление транспортной площадкой»
С помощью данного приложения можно фиксировать прибытие/убытие транспортных средств на территорию склада, а также управлять их местонахождением на территории складского комплекса. Перемещения транспортных средств фиксируются со стационарного рабочего места или с помощью мобильных терминалов.
Размещение на складе и стратегии отпуска
Стратегии используются для определения складских мест. В зависимости от владельца запаса, степени опасности материала, категории запаса и других признаков система назначает соответствующие складские места. Всегда есть возможность выполнить перемещения вручную, тем самым переназначив автоматически определенные складские места.
Размещение товаров на складе реализуется по следующим стратегиям: фиксированное складское место; увеличение запаса; палетное хранение; смешанный склад; свободное место; блочный склад; рядом с фиксированным местом комплектования; стратегия размещения для блочного склада; собственная стратегия.
Отпуск товара со склада реализуется по следующим стратегиям: FIFO и LIFO по дате поступления товара на склад; FIFO и LIFO с учетом срока хранения товара и остаточным сроком годности; неполный квант; большие/малые количества; фиксированное складское место; другие стратегии.
Кросс-докинг
Использование кросс-докинга позволяет увеличить число обработанных ЕО и обеспечивать срочные заказы по отгрузке, уменьшая стоимость обработки и хранения. Кросс-докинг делится на два вида: плановый, когда в систему поступают сразу две поставки (входящая и исходящая), и внеплановый, в этом случае настраивается время задержки размещения.
Логистические дополнительные услуги
Типичными процессами ЛДУ являются упаковка и переупаковка, наклеивание торговых этикеток, объединение товаров в праздничные наборы… Заказ ЛДУ определяет действия работников склада, информирует о том, какие работы должны быть выполнены и над какими продуктами.
Управление комплектацией «волнами»
Расширенное управление складами позволяет объединять и разделять позиции заказов на исходящие поставки в волны. Волны могут быть созданы автоматически или вручную с использованием шаблонов волн. При создании волны может учитываться доступный складской ресурс.
Учет в двух единицах измерения
Система позволяет одновременно вести учет товаров в двух единицах измерения (например, в погонных метрах и килограммах).
Пополнение запаса
Пополнение делится на следующие типы: плановое пополнение — по владельцу, позволяет планово пополнять фиксированные складские места с учетом заданных количественных порогов; автоматическое пополнение — выполняется при подтверждении складских задач в соответствии с учетом заданных количественных порогов для ячейки; пополнение к открытым поставкам — выполняется по открытым количествам в поставках; прямое пополнение (выполняется подборщиком) — срабатывает при подтверждении складских задач с разницами (например, при обнаружении брака или недостачи).
Инвентаризация
Поддерживаются следующие технологии инвентаризации: периодическая; на определенную дату; непрерывная; выборочная инвентаризация. Создание инвентаризации и подсчет возможны как с бумажной ведомостью, так и с использованием терминалов.
Управление ресурсами склада
Управление ресурсами позволяет увеличить эффективность складских процессов. Для оптимизации распределения задач между ресурсами используются очереди, при этом возможно присвоение задачи конкретному ресурсу.
Мониторинг
Реализованный в EWM монитор складских процессов дает исчерпывающую информацию складской деятельности в режиме реального времени с возможными проблемными ситуациями на складе. Для пользователя можно настроить объем данных, доступных для просмотра исходя из выполняемых им функций и полномочий.
Производственно-трудовой менеджмент
Компонент позволяет фиксировать фактические трудозатраты на выполнение операций на складе и сравнивать их с нормативными трудозатратами на операцию. Возможно задание как постоянных нормативов на конкретное действие, так и расчетных с использованием формул. Это позволяет планировать трудовые ресурсы, моделировать загрузку склада, а также может служить основой для расчета сдельной заработной платы складских работников. Также есть возможность учитывать непрямые производственные задачи, такие как уборка мусора на складе и т. п.
Система сбалансированных показателей (KPI)
Позволяет контролировать ключевые показатели эффективности KPI (около 20 стандартных, возможно создание новых, например: время обработки поставок, время обслуживания транспортных средств и т. п.). На основе KPI можно производить оценку эффективности работы склада, отдельных сотрудников и качества обслуживания клиентов. Имеется система оповещений, уведомляющая о выходе показателей за допустимые рамки.
Подходы к расчету экономической эффективности внедрения систем управления складами
В профессиональной среде все более актуален вопрос расчета экономической эффективности инвестиций. Как правило, каждый проект внедрения WMS уникален, так как сильно зависит от специфики склада и обрабатываемых материальных потоков. Для расчета прогнозируемого экономического эффекта от внедрения WMS необходимо провести обследование конкретного склада. Специалисты помогут определить затратную часть — совокупную стоимость владения системы, а также доходную часть — экономический эффект от внедрения WMS. Экономический эффект можно определить, вычислив для конкретного склада набор показателей, по каждому из которых можно спрогнозировать изменение в результате внедрения WMS.
Например, могут использоваться такие показатели эффективности работы склада: пропускная способность за период (по зонам склада, по видам товара и т. п.); емкость хранения по видам товара; коэффициент использования площадей; коэффициент использования объема; удельная пропускная способность склада за период в пересчете на сотрудника; удельная пропускная способность склада за период в пересчете на единицу площади или объема склада; скорость обслуживания транспортного средства на приемке; скорость обслуживания транспортного средства на отгрузке; процент запланированных и необслуженных транспортных средств/заказов на приемке/отгрузке за период; коэффициент клиентского сервиса за период (отношение неотгруженного товара конкретного клиента к заказанному клиентом товару); коэффициент качества отгрузки (отношение неверно отгруженных/недовложенных/излишков к отгруженному товарному потоку); коэффициент товарных потерь (отношение товарных потерь к емкости хранения/отгружаемому товаропотоку/общему товаропотоку (рассчитывается в денежных или товарных единицах); время, необходимое для прохождения стандартного заказа с момента его запуска до момента отгрузки.
Спецпроект ЛАНИТ
Отделение систем управления и консалтинга:
www.lanit-consulting.ru, www.lanit.ru
тел. +7 (495) 721‑91‑67, 721‑19‑38,
721‑19‑30, e-mail:sales@lanit.ru