Согласно исследованиям Gartner ИТ-бюджеты в 2009 году останутся на прежнем уровне. При благоприятном развитии событий возможно даже их увеличение на 2,5%. Ну а при худшем сценарии они на такую же величину снизятся. Это означает, что ИТ-директорам придётся делать больше с меньшими ресурсами. То есть ИТ-отделам предстоит не только сократить свои собственные расходы, но и, используя современные технологии, предложить бизнесу инструменты для его дальнейшего роста.
Сокращение затрат на инфраструктуру
Первое, что требуется от компаний на пути к контролю над издержками, — это четко знать все свои расходы.
Если говорить о «сетевой» составляющей затрат, то важно провести анализ и оптимизацию возможностей уже существующей сети. Аудит имеющейся инфраструктуры поможет предприятию оценить, все ли приложения и поддерживающие их сетевые ресурсы работают с максимальной отдачей. Услуга анализа производительности приложений позволит выявить те из них, которые «съедают» трафик и снижают эффективность работы приложений, критичных для бизнеса.
Положительный эффект дает переход с дорогостоящих технологий организации корпоративных сетей Frame Relay и ATM на IP VPN. Корпоративная сеть на базе IP VPN — это простой способ централизовать инфраструктуру, а значит, контролировать все связанные с ней затраты и управлять ими. Наконец, необходимо проанализировать свою сорсинговую стратегию. Использование одного поставщика, предлагающего весь спектр телекоммуникационных решений, оказывается значительно более выгодным, нежели работа с целым рядом мелких. Единый поставщик берет на себя обязательства по поддержанию работоспособности сети, предлагает единые тарифы и соответствующие скидки — в результате расходы существенно снижаются, становятся контролируемыми.
Уменьшение расходов на командировки, связь и аренду
Бизнес-поездки — это, пожалуй, самое простое, от чего можно отказаться в нынешних условиях. Если офисы компании объединены в сеть IP VPN, то открывается известная альтернатива командировкам — видеоконференцсвязь. Возможно, для решения определенных задач будет достаточно и аудиоконференции с веб-поддержкой, но для полного эффекта присутствия без видеоконференцсвязи не обойтись. На рынке сейчас существует удобная услуга управляемой видеоконференцсвязи — Managed Videoconferencing. В данном случае сервер видеоконференцсвязи принадлежит оператору, предоставляющему эту услугу, он же оказывает необходимую поддержку. У заказчика даже нет необходимости держать в штате специалиста по обслуживанию комплекса. Все капитальные затраты оказываются на стороне оператора, клиент платит только арендную плату и в зависимости от меняющихся условий может в любой момент отказаться от услуги. Еще одна статья расходов, которую можно существенно сократить, — мобильная связь сотрудников, находящихся в командировках. Услуга конвергенции фиксированной и мобильной связи предполагает выгодные тарифы для звонков внутри компании, в том числе для персонала, выезжающего в филиалы, а также сокращение затрат на услуги междугородной связи при общении между офисами. К тому же эта услуга просто удобна: и для мобильных, и для фиксированных номеров вводится единый номерной план с короткими номерами.
Арендовать меньшие офисные площади можно благодаря работе сотрудников в удаленном режиме. Если какую‑то часть их обеспечить полным доступом к корпоративным ресурсам, то они могут работать дома так, словно находятся в офисе. В России подобная практика еще недостаточно распространена, а вот на Западе многие компании давно оценили плюсы такого подхода. Кроме значительной экономии компании получают довольных работников, которым не нужно по три часа в день тратить на стояние в пробках.
Оптимизация затрат на поддержку
Стоит ли раздувать штат ИТ‑сотрудников, набирая специалистов узкого профиля? Альтернативой может стать такая услуга операторов, как сервисное обслуживание (Service Management). Специалисты оператора окажут поддержку в управлении сетью и оперативном устранении сбоев, проконтролируют работоспособность сети, предоставят консультационные услуги по оптимизации сетевой инфраструктуры. Компания может воспользоваться опытом профессионалов, без дополнительных вложений значительно повысить эффективность сетевых ресурсов, увеличить производительность и оптимизировать расходы.
Другой интересной возможностью для компаний являются так называемые управляемые услуги. Их суть в том, что всё необходимое для связи оборудование, а если нужно, то и обслуживающий персонал находится на балансе оператора и предоставляется компании в аренду. За счет масштабов бизнеса, разнообразия сервисов оператор может предложить эти услуги значительно дешевле, чем в случае использования собственных ресурсов заказчика. Такой управляемой услугой может быть корпоративная сеть, видеоконференцсвязь, корпоративная телефония и т. д. Компания без серьезных инвестиций получает современные телекоммуникационные сервисы, работающие с заданными параметрами и требуемой производительностью как на сетевом уровне, так и на уровне приложений.