Мы с удовольствием обсуждаем глобальные проблемы человечества: вчера говорили о депопуляции и общеэкономическом дефиците компетенций в сфере ИТ, сегодня будем беспокоиться по поводу безработицы и роста социальной напряженности. Вот только нежданно‑негаданно разразившийся кризис заставляет нас переключиться с рассуждений о вечном на собственные насущные проблемы — рентабельность, себестоимость, эффективность деятельности… В этом «скучном» ряду не последнее место занимают популярные ныне «оптимизация численности и загрузки персонала» и повышение производительности труда.
Безусловно, поскольку кризис некоторым образом повлияет на структуру и объем потребительского спроса, характер и численные характеристики потребности в кадрах будут меняться соответственно. Но что не менее важно — будет меняться само отношение к персоналу. Неблагоприятные условия внешней среды высветят истинные приоритеты бизнеса, и вполне возможно, персонал не окажется в их числе. Абстрактный «главный» ресурс превращается в неподъемный по мнению собственников бизнеса источник затрат. В моду входят выражения «кадровый балласт» и «офисный планктон». Интерес в области кадрового менеджмента смещается от удержания ключевых специалистов к правовым аспектам высвобождения персонала. Ноябрьский кадровый форум AHConferences продемонстрировал оживление в рядах специалистов по HR: налицо переход от лозунгов и рассуждений общего характера к живым идеям и практическим рекомендациям. Высказывания экспертов относительно того, как следует управлять персоналом в период кризиса, были разнообразны и, как правило, противоречили друг другу, но все они не лишены рационального зерна. Предлагаем читателям ознакомиться с некоторыми из них.
- «Антикризисная» реструктуризация предприятия — это комплексный, гораздо более сложный процесс, чем сокращение персонала с целью снижения фонда оплаты труда. Поскольку повышение производительности труда имеет известный предел, так называемая оптимизация численности, спровоцированная общим снижением объема работ, должна сопровождаться пропорциональным сокращением производственных (торговых) площадей, средств производства, трансформацией оргструктуры, коррекцией бизнес-процессов и организационных взаимосвязей.
- Кризис лечит многие «болезни» менеджмента, в том числе спровоцированные длительным периодом стагнации. Профессиональная апатия, самодурство, стремление к единоличному принятию решений в кризисной ситуации окончательно перестают быть приемлемыми чертами руководителя.
- Связанное с кризисом снижение загрузки персонала дает возможности для реализации учебных программ, причем поскольку денег на обучение во внешних образовательных центрах в ближайшее время не предвидится, в этих целях следует максимально полно задействовать внутренние ресурсы, в том числе корпоративные учебные центры.
- Крупные, «социально-ответственные» организации, которые традиционно страдали от дефицита работников определенных специальностей, могут не ограничиваться оптимизацией численности, а попытаться перераспределить кадровые ресурсы посредством переподготовки и профессиональной переориентации отдельных сотрудников и бригад.
- Кризис — отличное время для подбора и найма персонала. Средний уровень зарплат снижается, кроме того, сейчас можно встретить высококлассных специалистов «в свободном полете», уволенных нерадивыми работодателями. Естественно, финансовое положение многих компаний не позволяет даже задумываться о найме персонала, да и мобильность кадров снижается — они становятся более осторожными, стараются держаться за место. Тем не менее есть возможность расширять базу резюме потенциальных сотрудников, устанавливать с ними долгосрочные контакты: вероятно, вы сможете нанять их, когда ситуация стабилизируется.
- Информация о массовых сокращениях персонала несколько преувеличена. Число увольнений значительно варьируется в зависимости от отрасли. В настоящее время по этому параметру лидируют финансовый сектор, туризм и розничная торговля. Несмотря на то что количество резюме на работных сайтах резко возросло и в настоящее время в несколько раз превышает количество вакансий, их качество заметно снизилось.
- Некоторым работодателям кажется, что «в связи с кризисом» можно всё. Довольно распространенными становятся меры недобросовестного воздействия на персонал, стремление высвободить его без выходного пособия. Но такое понятие, как HR-бренд, пока никто не отменял, и репутацию работодателя, создававшуюся годами, можно испортить в одночасье: говорят, люди не склонны прощать предательства.
Воспринимать вышеприведенные высказывания следует с поправкой на то, что, как заявил заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости населения (Роструд) Алексей Вовченко, в ближайшие месяцы пройдут сокращения в четырех тысячах организаций и предприятий страны. Пик сокращений придется на начало 2009 года, и количество безработных только по официально обнародованной информации увеличится на 200 тысяч человек. Это значит, что рынок труда ждут беспрецедентные потрясения, которые существенным образом изменят представления о принципах управления персоналом, о параметрах определения его «качества» и о показателях эффективности трудовой деятельности. Соответственно следует ожидать свежих веяний в кадровом менеджменте.
Прозвучавшие на кадровом форуме идеи относятся к управлению персоналом организации в целом. В рассуждениях об управлении ИТ‑кадрами мы отталкивались от тезиса, что ИТ‑специалисты особенные: более востребованные, дефицитные и дорогие, чем прочие. Учитывая, что многие ИТ-директора в прежнее время заявляли о недокомплекте штата ИТ‑службы, массовых сокращений айтишников, казалось бы, быть не должно. С другой стороны, от чрезмерных, неоправданных, равно как и «имиджевых» затрат в области ИТ придется отказываться, значит, и реализующих соответствующие задачи специалистов надо будет высвобождать или переобучать. Кроме того, актуализируется вопрос о переводе сервисных служб, к которым относится и ИТ-подразделение, на аутсорсинг. Тем не менее стоит помнить, что число квалифицированных ИТ‑специалистов на самом деле невелико и в последующие годы скорее всего не вырастет. Да и от пресловутой уникальности айтишников вряд ли удастся в ближайшее время избавиться: слишком серьезная работа по рационализации, формализации и стандартизации деятельности ИТ‑службы должна быть для этого проведена. Поэтому сохранить ключевых ИТ‑специалистов в штате все же очень желательно, особенно тех, кто лоялен к компании и настроен на длительную работу в ней. В любом случае кризис потребует от кадровиков еще более тесного сотрудничества с ИТ-руководителем, потому что ответственность за решение, кто из сотрудников ИТ‑службы ключевой, а кто не очень, в первую очередь лежит на нём.
Вообще мы никак не избавимся от привычки говорить о персонале исключительно как об объекте: если раньше мы его искали, нанимали, мотивировали, развивали, наказывали и поощряли, то теперь подумаем, увольнять ли его или пока предложить сокращенную рабочую неделю. При таком подходе мы упускаем из виду, что у людей есть воля, внутренняя мотивация, некоторое представление о том, как следует вести себя в кризис и в том числе как поступать со своим работодателем. Сотрудники влияют на работу компании, так же как руководство пытается влиять на них. И не исключено, что в кризисный период персонал способен преподнести сюрпризы и таким образом заставить работодателя пересмотреть субъектно-объектное понимание HR-практики.
Кризис наглядно показывает истинную ценность кадрового ресурса в установках работодателей. Если работодатель решит, что цена его персоналу три копейки в ярмарочный день, возможно, это будет справедливо, как справедливо и то, что цена и его самого как менеджера по управлению человеческими ресурсами тоже ничтожно мала. Хотелось бы верить, что прозвучавший на кадровом форуме призыв поступать достойно и по‑человечески еще не до конца утратил смысл и не будет сильно противоречить целям оптимизации эффективности бизнеса.