Посвятить тему номера информационным технологиям в строительной индустрии мы пробуем впервые. При ее подготовке довольно быстро появилось ощущение, что на сегодняшний день в этой отрасли «лоскутное одеяло» информационных систем встречается значительно чаще, чем в большинстве других отраслей. Неверно было бы считать, что сам по себе этот факт говорит об отставании в развитии информационных технологий у строителей.

Автоматизация никогда не является самоцелью, и потребности в ней у компаний той или иной индустрии могут быть принципиально разными и вовсе не подразумевать необходимость в единых централизованных информационных системах. Однако при взгляде на доступную статистику по этому вопросу создается впечатление, что текущая потребность в такого рода автоматизации все-таки есть. Это подтверждается и в разговорах с руководителями ИТ-подразделений строительных компаний.

Сначала приведу два статистических примера. Газета «Информационные технологии в строительстве» издается группой компаний «Гранд». То есть с высокой долей вероятности можно предполагать, что интересы производителей корпоративных информационных систем, равно как и внедряющих их интеграторов, это издание представляет далеко не в первую очередь. Почти два года назад, в 2006-м, в газете были опубликованы результаты опроса, проведённого в 52 строительных компаниях. Их представителей среди прочего спрашивали и о комплексных информационных системах. Согласно подведённым итогам ERP-системы на тот момент были внедрены лишь в 3% организаций. Причем в большинстве случаев под такой системой понимались частичные внедрения. Но при этом почти треть — 31% разработческих компаний — уже находилась на этапе выбора ERP-системы, 23% планировали внедрение на ближайшие два-три года, 20% собирались разрабатывать комплексную систему самостоятельно, а 23% строительных предприятий ничего подобного внедрять не думали вовсе.

Кроме того, дважды, в марте 2006-го и в том же месяце следующего года, исследование состояния информационных технологий в российской строительной индустрии проводила компания DSS Consulting. В целом по мнению её аналитиков количество внедрений ERP-систем в сфере строительства начало плавно расти в 2004—2005 годах, до этого отрасль обходилась без них. Весной 2006-го петербургские исследователи сделали вывод, что строительная индустрия по количеству внедрений КИС отстает от других отраслей, несмотря на то что доходы этих организаций позволяют сделать инвестиции в ИТ-инфраструктуру. В этом исследовании, основанном на собственном опросе (база которого, правда, не указана) и на публикациях в других изданиях, так же как и у «Информационных технологий в строительстве», отмечается, что готовые на тот момент проекты трудно назвать полноценным внедрением ERP-системы, поскольку автоматизации в основном подлежит только бухгалтерский и налоговый учет. Авторы опроса предположили по его результатам, что конкурентная борьба между разработчиками корпоративных приложений в дальнейшем развернется в том числе и за сектор строительства как за перспективный сегмент; при этом прогнозировалось увеличение числа проектов по внедрению систем управления ресурсами предприятия в отечественных строительных компаниях в среднесрочной перспективе. Через год, весной 2007-го, повторное исследование позволило говорить о возросшем количестве внедрений комплексных информационных систем в сфере строительства. Причем наибольшее их число отмечалось в Центральном федеральном округе, доля регионов тут была незначительна, а основной массой строительных компаний, внедривших такие информационные системы, стали предприятия с численностью персонала около полутора тысяч человек и управляющие компании.

Конечно, это статистика, ей можно верить или нет. О достаточности «лоскутной» автоматизации она совершенно очевидно не свидетельствует. Ни разу не встретили мы подобного мнения и при личном общении с ИТ-руководителями строительных предприятий. Видимо, на этом основании можно утверждать, что будет проходить движение в сторону единых централизованных информационных систем в компаниях отрасли. Кто-то, быть может, скажет, что факт такого движения и без того очевиден и соответственно вывод банален. Не согласимся. Например, банковская, телекоммуникационная отрасли или, скажем, логистика никогда не молились на ERP и не пытались расширить степень информационного покрытия собственного бизнеса за счет этих якобы чрезвычайно функционально емких систем. Разве что в разговорах об автоматизации этих отраслей больше употребляется термин «интеграция разнородных систем» и меньше — «лоскутная автоматизация». Возвращаясь к строительству, интересно попробовать разобраться в причинах движения в сторону единых систем, которые могут быть совершенно не очевидными. Первый вариант ответа на этот вопрос, который нам удалось услышать, касался необходимости формального присутствия системы управления предприятием, чтобы привлекать «дешевые» иностранные деньги через размещение акций компании на зарубежных биржах. У людей из отрасли эта версия в целом поддержки не нашла, обобщить же отношение к ней можно, процитировав слова руководителя аналитического центра корпорации «Галактика» Александра Бургардта: «В 90-х и начале 2000-х годов действительно внедрение некоторых ERP-систем рассматривалось как необходимая мера для повышения капитализации компании и привлечения западных инвестиций. Сейчас, во-первых, потребность в таких кредитах уменьшилась (владельцы многих российских предприятий и фирм скорее думают о вложении заработанных ими денег, нежели о привлечении дополнительных средств в свой бизнес). Во-вторых, даже если вопрос привлечения средств перед компанией и стоит, то их чаще стали искать на внутреннем рынке. А для российских инвесторов наличие в компании внедренной ERP-системы фактор, конечно, положительный, но не решающий».

При всей заманчивости идеи «обвинить» строительные холдинги в том, что дорогие внедрения корпоративных систем у них часто проходят только лишь как этап выхода на IPO или других путей привлечения инвестиций, от этой версии сейчас объективно приходится отказаться. Вторую точку зрения впервые нам высказал директор по информационным технологиям компании «Пересвет-Инвест» Владимир Трясцин. Позже она неоднократно была повторена коллегами Владимира, в чём можно убедиться в том числе и по статьям этого номера. Рост числа подобных проектов в большей степени связан с тем, что компании созрели к внедрению серьезных систем. Автору этой колонки, очень небезразличному к приведенному выше первому варианту объяснения происходящего, не остается ничего другого, как констатировать: высшие руководители строительных компаний понимают, что комплексные информационные системы сегодня дают ощутимый выигрыш на рынке, отсюда и рост числа проектов внедрения. Стоит лишь просмотреть интервью раздела: генеральный директор «Открытых строительных систем» обосновывает переход к методологии проектного управления возросшими требованиями заказчиков и усложнением строительных технологий, ИТ-директор «МИЭЛЬ» говорит о том, что недостаточно использовать только проектное управление отдельно, необходимо объединение с финансовыми модулями, связь с бюджетом компании и т. д. Ну хорошо, допустим, ИТ-директор еще может быть энтузиастом, в глубине души отталкивающимся от природной любви к автоматизации, а не от бизнес-необходимости родного холдинга, но у кого повернется язык то же самое сказать о генеральном директоре строительной компании? Правда, если обратиться к статье руководителей из «Системы-Галс», то можно увидеть обоснованный пример выбора трех отдельных систем. Еще на этапе проектирования компания отказалась от идеи использования Oracle e-Business Suite в пользу решений, автоматизирующих управление проектами, бухгалтерский и налоговый учет, а также документооборот. У руководства возникло понимание того, что нужно внедрять системы на перспективу развития компании, решать задачи управляемости предприятия в условиях бурного роста численности сотрудников, возникновения новых подразделений.

Дадим, однако, слово разработчикам. Александр Бургардт: «Действительно, в последнее время многие компании стали объединяться в крупные строительные холдинги, некогда небольшие фирмы сейчас активно развиваются и уже ведут не один, а несколько параллельных проектов, и не в одном месте, а территориально распределенных. Руководители строительных предприятий понимают, что управление должно быть основано не на личных особенностях того или другого менеджера, а на четко отлаженных бизнес-процессах, регламентированных операциях и персонифицированной ответственности».

Хотя скандального вывода о причинах роста числа проектов сделать не получилось, но в целом с точки зрения ИТ-журналиста он позитивен: строительным компаниям сегодня выгодно и даже необходимо вкладываться в комплексные информационные системы. Если к теме строительства в нашем журнале мы станем возвращаться регулярно, то, видимо, у нас не должно быть недостатка в интересных «тяжелых» проектах.