И ещё одно: коль скоро подобные решения далеки от экономических, следовательно, до аутсорсинга дело в общем-то не доходит. Ведь вывод ИТ-отдела в отдельную компанию — это еще не аутсорсинг, а лишь шаг к нему. Для крупных предприятий это просто решение вопроса управляемости конкретного функционального направления. Как сказал в одном из интервью ИТ-директор РУСАЛа Вадим Урьяс: «Не стоит путать данный процесс с аутсорсингом. ИТ-специалисты остаются работать в компании, но для того чтобы ими было удобнее управлять, их собирают под крылом одного юридического лица. Если люди разбросаны по разным юрлицам, процесс управления усложняется неимоверно. Чтобы свести число возможных согласований к минимуму, нужна консолидация».
В какой степени мы имеем право называть выделение части ИТ-департамента в отдельное юридическое лицо аутсорсингом? На мой взгляд, ответ на данный вопрос зависит от двух других: кому принадлежат акции компании и какую долю оборота занимают услуги для организаций, не входящих в материнский холдинг? Заметьте: почти все известные нам выведенные ИТ-отделы оформлены в виде 100%-ных дочерних компаний. Если 100% акций компании принадлежит холдингу, то о каком открытом рынке ИТ-услуг внутри его предприятий может идти речь? При подготовке этого номера мы встречали утверждения, что выведенная из состава предприятия ИТ-служба сталкивается с конкуренцией со стороны других фирм, по крайней мере по нескольким параметрам, однако веры в существование конкурентной ситуации нам это не прибавило. А ведь только конкурентная среда может гарантировать от завышения цен и падения услуг при аутсорсинге.
С другой стороны, мы задавали менеджерам выделенных подразделений вопрос о том, какую долю в их обороте занимают сторонние по отношению к холдингу компании. Ответов были единицы, но средний показатель — 2%. Причем, заметьте, любой ИТ-отдел крупного градообразующего предприятия и так оказывает некоторое количество услуг внешним организациям в своем городе. Так что говорить о том, что выведенные таким образом компании пустились в самостоятельное плавание, не приходится. Они так же привязаны к материнской компании, как и раньше. А ведь сама суть аутсорсинга — это независимость бизнес-интересов заказчика и поставщика услуг.
Так что пока в условиях России вывод ИТ-подразделения в отдельное юридическое лицо скорее сто’ит классифицировать как вариант инсорсинга, и об этом прямо говорится в интервью Игоря Ковалева из компании «Форд». В таком случае это абсолютно политическое решение, прямого отношения к экономике не имеющее. Надолго ли это? Надеемся, что нет, по крайней мере кривизна сегодняшней ситуации не отменяет реальных преимуществ аутсорсинга, о которых мы много говорили в этой теме номера. Хорошо по этому поводу сказал Сергей Савин, директор по ИТ «Уралэлектромеди»: «Важно, что аутсорсинг позволяет несколько по-другому смотреть на то, что ты делаешь. И если в основе вывода ИТ-сервисов будут лежать нормальные экономические расчеты(!), а не просто желание руководства, если можно будет хотя бы предварительно оценить, стоит ли передавать на аутсорсинг определенные сервисы или не стоит, то это очень правильное движение. Я уверен, мы все к этому придем, в том или ином виде. Любой ИТ-директор должен быть готовым к тому, чтобы оказаться “за забором”, то есть к выводу своего подразделения во внешнюю компанию».