Пока в правительстве рождается законопроект об обязательном использовании ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы) в торговле автомобилями, лекарствами, мобильными телефонами и дисками, мы посмотрим, как обстоят дела в той отрасли, которая угодила под принудительную автоматизацию первой, — алкогольной.

Показательный круглый стол «ЕГАИС: что дальше?» о прошлогодней принудительной автоматизации алкогольного рынка и о текущем состоянии ЕГАИС состоялся в рамках конференции «Совершенство в производстве и дистрибуции 2007», организованной компаниями IDS Scheer и SAP. О чём нужно сказать прежде всего: из разработчиков ЕГАИС на это заседание не пришел ни один. Всего таких компаний было две: сначала — НТЦ «Атлас», которая и разработала ЕГАИС 1.0, потом — ФГУП ЦНИИС ФНС. Первый блин вышел даже не комом. Все помнят пустые пабы, рынок алкоголя тогда просел на 10% в денежном выражении и на 20% — в объемном. В полностью автоматическом режиме система так и не заработала. Денежного вознаграждения за свой труд НТЦ «Атлас» не получил. Теперь за дело взялось ФГУП ЦНИИС ФНС.

Зато на круглый стол пришла другая заинтересованная сторона: представители союза участников алкогольного рынка (СУАР) — компаний «Союз-Виктан», «Формула-Холдинг», «Хортица». Однако спорить участникам рынка потребляемого внутрь горючего не пришлось. Все согласны, что внимание прессы к проблеме было излишне бурным, не соответствующим ее масштабу. Что июньское письмо главы ФНС Михаила Мокрецова с предложением отменить внедрение ЕГАИС и наложенной на него визой Путина «разобраться» зависло между правительствами. И что перенесенный уже в четвертый раз (теперь — на 1 ноября) срок перехода на полностью автоматический режим работы системы выдержан не будет. Государством затрачено порядка миллиона долларов, производителями — около трёхсот. Про тех же, кто занимается ответственным хранением алкоголя, в первой редакции системы просто забыли. Это даже не «хотели как лучше, а получилось как всегда». Это хуже, чем всегда.

Никто за круглым столом не спорил, что сама техническая реализация системы — дело не первое и корни проблемы в другом. Что защита легального рынка нужна, а еще больше нужна долгосрочная политика государства в области алкогольного регулирования. Политика, которой сейчас не видно. На момент начала «Атласом» работ у компании было постановление правительства, не было технического задания и были нереальные, заниженные в несколько раз сроки. Жесткие временные рамки обуславливались, видимо, желанием ускорить вступление России во Всемирную торговую организацию. То есть получилось ровно то, что и должно было получиться в такой ситуации.

Спросите любого руководителя проектов, можно ли начинать внедрение системы до того, пока не будет четко определено, что должно получится в итоге. Когда не ясно, кто контролер, кто принимает результат. Государство? Но правительства, как мы видим, меняются, а единого федерального органа, отвечающего за внедрение ЕГАИС, не видно, как ни вглядывайся. Может, свой вердикт в данной ситуации вынесут сами компании? Но раз система предназначена для контроля за производителями, то не могут же они одновременно проводить и приемо-сдаточные испытания.

Попытка чисто технически решить задачу, для успеха в разрешении которой пока что не хватает законодательной базы, вряд ли может быть успешной. Сейчас чиновники обещают доработку системы за счет бюджета и без изменения технических требований, составленных НТЦ «Атлас». Так, чтобы её пользователям не пришлось докупать оборудование. Очень это всё сомнительно, но что остается производителям алкогольной продукции? Да ничего. Со своей стороны они говорят, что кризис на алкогольном рынке никому не нужен и никто его не допустит. И это, как ни странно, скорее всего правда.

* Charmante soirée! (фр., ирон.) — ну и вечерок! (о неприятном моменте).