Семен Лыткин
Тех, кого устраивало бы качество изображения ЖК-мониторов, сегодня очень и очень мало. Пересаживаясь с устаревших ЭЛТ-аппаратов за новые дисплеи, пользователи, как и прежде, жалуются на то, что при работе сильно устают глаза. Но появляются и новые проблемы, которых раньше не было, например, связанные с ограниченными углами обзора. Многие, прежде всего страдающие близорукостью (в том числе, кстати, и автор этих строк), недовольны деградацией картинки при задании разрешения, отличного от рекомендованного. Это наиболее актуально для самых распространенных сейчас 17-дюймовых моделей.
Раньше, во времена ЭЛТ-мониторов, все было понятно. Изделия эконом-класса, профессиональных и графических серий имели между собой весьма четкие различия, и для решения той или иной задачи приобреталась соответствующая ей модель. Для их изготовления даже использовали разные комплектующие. Скажем, в мониторах экономического класса крайне редко применяли дорогие трубки на апертурной решетке, а в графических — дешевые ЭЛТ на теневых и щелевых масках.
Почти так же поначалу обстояло дело и с жидкокристаллическими аппаратами. По крайней мере отнесение монитора к графической серии было определенной гарантией того, что в нем не используются матрицы типа TN. Напомним, что их отличает низкая (а точнее, никакая) цветопередача и крайне малые углы обзора. Долгое время по всему Рунету ходил снимок с экрана изображения серой плашки на одном из дешевых ЖК-мониторов, где она превратилась в бледно-зеленую. Плюс ко всему на многих из них завышена яркость, так что усталость глаз при работе за таким монитором будет существенно выше по сравнению с «устаревшими» ЭЛТ-аппаратами.
Однако у матриц данного типа два преимущества — низкая цена и малое время отклика, что наилучшим образом подходит для игр и комфортного просмотра видео. Соответственно их стали приобретать конечные пользователи, для которых такое применение компьютера является основным. Вот они-то и преобладали среди тех, кто покупал ЖК-мониторы в 2002—2003 годах, когда планировалась закладка новых фабрик по производству матриц. В результате производители мониторов стали прежде всего ориентироваться на потребительский рынок.
Но конечные пользователи составляют явное меньшинство, их не более четверти в общем количестве обладателей компьютеров. Однако получилось так, что именно это меньшинство стало диктовать волю всему рынку дисплеев. А большинство, к которому относятся корпоративные и SMB-пользователи, просто было поставлено перед свершившимся фактом. В 2004 году, по крайней мере на развитых рынках, ЭЛТ-мониторы оказались окончательно вытеснены в бюджетный сегмент либо в чрезвычайно узкий сектор допечатной подготовки. А среди ЖК-аппаратов, которые пришли им на смену, преобладали изделия на TN-матрицах. Причем — и в этом, что называется, вся соль проблемы — на них базировались модели не только эконом-класса или офисные, предназначенные главным образом для работы с текстовой информацией, но и профессиональных и даже графических серий! Так что выбор на самом деле не предполагает реальной альтернативы.
Можно, конечно, возразить, что цветопередача для типичного офисного пользователя
не важна и что на более быстрой матрице не смазывается текст при прокрутке.
Но последний аргумент потерял актуальность уже тогда, когда скорость переключения
составила 16 мс, а и xVA-, и IPS-матрицы уже давно достигли этого параметра,
причем без использования модных нынче технологий Overdrive. К тому же только
работой с текстом деятельность офисных работников не ограничивается, и плохая
цветопередача для многих из них будет фактором, искажающим информацию. А последствия
любого искажения информации — это финансовые потери.
Впрочем, похоже, что производители мониторов начинают это понимать. Растет предложение
аппаратов с MVA/PVA-матрицами, где очерченные выше проблемы менее значимы. Другое
дело, что это происходит не так быстро, как хотелось бы. Плюс ко всему данная
тенденция пока не затрагивает массовые 17-дюймовые модели, а аппараты с большей
диагональю далеко не для всех доступны по цене. Так что у корпоративных пользователей
еще есть повод для давления на дисплейных вендоров.