Джошуа Гринбаум - директор фирмы Enterprise Applications Consulting, специализирующийся в области, лежащей на пересечении корпоративных приложений, технологий и бизнеса; с ним можно связаться по электронной почте: josh@eaconsult.com.

Мне всегда было интересно наблюдать за тем, как из первозданной пучины технологий и бизнес-процессов возникают новые приложения. Никогда не было недостатка в плохих идеях, эволюция которых неизменно заводит нас в тупик, - лучшим примером таких решений являются разработанные "упертыми" фанатами приложения, предназначенные для поиска и решения никому не известных бизнес-проблем. Когда-то все новые приложения создавались именно такими фанатами, но сегодня они стали динозаврами в области разработки приложений. Идея развития технологий ради технологий настолько устарела, что практически любые приложения, разработанные фанатами, обречены на провал.

Что же касается программ, разработка которых начинается не со стороны технологий, а со стороны бизнеса, то такие приложения имеют шанс на выживание в дарвиновской системе программной индустрии. Большинство программных компаний сегодня утверждают, что именно так они и подходят к процессу разработки. Однако даже при использовании этого простого принципа средний жизненный цикл новых приложений оказывается короче, чем нам хотелось бы. Это означает, что для успеха программы требуется и кое-что другое (помимо отказа от принципа "технологии ради технологий").

За свою жизнь я успел посетить множество совещаний, посвященных разработке новых продуктов, и проследить за судьбой множества программ, как успешных, так и провальных. На основе этого опыта я выделил три ключевых принципа, если и не гарантирующих новому программному продукту успех, то, по крайней мере, способных служить важными признаками успеха как для поставщика, так и для покупателя программного продукта (другие факторы, скажем финансовая жизнеспособность поставщика или его способность использовать технологии, также играют здесь важную роль, но, полагаю, вы достаточно хорошо осведомлены об этом и без меня). Осмысление факторов, влияющих на успешность ПО, поможет вам лучше оценивать новые программные приложения, а также их связь с вашим бизнесом.

1. Автоматизация существующих процессов

Вот один из уроков, усвоенных в результате крушения дот-комов: если мы хотим заставить компанию работать по новой, революционной схеме, особенно если эта схема предусматривает синхронизацию взаимодействий с множеством партнеров, то не стоит рассчитывать на то, что эту задачу нам позволить решить какой-то отдельный программный продукт.

Лучшим примером этому могут служить онлайновые торговые площадки или Интернет-рынки, возможности которых раньше представлялись поистине безграничными. Они должны были переместить все транзакции по покупкам и продажам business-to-business из парадигмы "телефон-факс-почта" в прекрасный мир Интернета. Выяснилось, однако, что для такого преобразования нужно радикально видоизменить бизнес-процессы огромного числа компаний, поэтому закон естественного отбора предрешил участь таких приложений.
Компании скоро поняли: единственное, что им действительно по силам, - это автоматизировать существующие неавтоматизированные взаимодействия между двумя бизнес-партнерами, например, перевести на Интернет-технологии свои EDI-транзакции (обмен электронными документами). Усовершенствование EDI оказывается жизнеспособным вариантом, поскольку изменения связаны не с созданием новых бизнес-процессов, а с повышением эффективности существующих. Всеобъемлющее видоизменение бизнес-процессов, которое адепты Интернет-торговли навязывали пользователям, оказалось не по зубам большинству клиентов.

Хорошим примером автоматизации существующих процессов является ПО Business Operations Compliance компании Edge Dynamics. С помощью этого продукта компании приводят свои процессы в соответствие с существующими бизнес-правилами и политиками. Мы все стремимся обеспечить такое соответствие, но кто всерьез задумывается об автоматизации этой задачи? Мораль данной истории проста: гораздо разумнее позволить предприятиям повысить эффективность уже существующих процессов, чем заставлять их проводить масштабные изменения процессов параллельно с технологическими изменениями.

2. Замена таблиц и электронных досок

Это направление связано с тенденцией к упрощению при автоматизации существующих процессов. Многие удачные идеи для инновационных программ появляются у разработчиков после внимательного изучения корпоративного внутреннего мира, с его изобилием всевозможных таблиц. Если таблицы или электронные доски (whiteboards) регулярно используются более чем тремя людьми или если при работе с этими инструментами имеется не менее двух источников информации, то следует задуматься о модификации всего процесса в рамках отдельного приложения.

Замена таблиц и электронных досок на единое приложение становится еще более насущной проблемой, когда процессы охватывают различные функциональные и географические отделения компаний. Относительно эффективный локальный процесс, поддерживаемый с помощью таблиц и электронных досок, становится малоэффективным и недостаточно автоматизированным по мере расширения процесса. Именно в этой ситуации решающую роль начинает играть сотрудничество. Если в составе компании есть несколько офисов, в которых люди пытаются решить проблему корпоративного масштаба с помощью досок и таблиц, передаваемые из рук в руки, автоматизация взаимодействия позволит вам добиться впечатляющих результатов.

Программы, берущие на себя функции работы с досками и таблицами, но при этом автоматизирующие хранение данных, технологические процессы, бизнес-правила и взаимодействие, действительно помогают вам работать, а не просто растрачивают ваше время и деньги. Моим любимым примером в данной области является согласованное прогнозирование. Молодые компании RubiconSoft и Steelwedge, специализирующиеся в области прогнозирования, занимаются именно низвержением власти электронных досок, автоматизацией работы с таблицами. Мораль номер два также проста: автоматизируйте то, что явно нуждается в автоматизации.

3. Автоматизация бизнес-объектов

Любопытно, что различные категории ПО, используемого нами сегодня, по существу автоматизируют процессы, связанные с ключевыми бизнес-объектами. Финансовые программы изначально предназначались для работы с бухгалтерскими книгами, ПО для работы с персоналом автоматизирует кадровый учет, средства CRM автоматизируют обслуживание клиентов и т. д. Каждый относительно стабильный бизнес-объект, расположенный в точке пересечения бизнес-процессов, представляет собой объект для автоматизации.
Осознав это, вы сможете заранее понять, в каких областях будут появляться новые категории ПО. Контракты, спецификации материалов (BOM), соглашения по уровню услуг - вот примеры бизнес-данных или объектов, для которых нынешняя степень автоматизации недостаточна. Молодые компании Encover и Determine Software фокусируются на контрактах как на ключевых информационных объектах - оказывается, никому до сих пор не приходило в голову автоматизировать работу над условиями договоров. Здесь важно автоматизировать не сам процесс управления документами, но контроль за условиями соглашений, указанными в контрактах. И здесь мораль будет проста: чем чаще вы используете тот или иной информационный объект, тем лучше вы должны автоматизировать связанные с ним процессы.

Гарантируют ли успех эти три принципа? Вовсе не обязательно. Вам непременно придется покупать приложения, с функциями которых вам раньше никогда не приходилось сталкиваться, и многие из них будут соответствовать вышеперечисленным критериям, но при этом не оправдают ваших ожиданий. И все же с учетом постоянного появления новых приложений вам, по крайней мере, следует знать, что окажется наиболее перспективным. Несомненно, если придерживаться этих трех критериев, то изменения в вашей компании будут проходить медленнее, а существующие инвестиции будут сохраняться дольше.

Однако расцвет и падение дот-комов преподали нам и еще один урок: чем больше происходит изменений, тем больше появляется ненужных сложностей. И если вы не хотите, чтобы вас снова затянуло в кризис, сделайте одним из основных принципов инноваций принцип простоты, в том числе и при покупке новых приложений. По крайней мере, это поможет вашей компании выжить.