Джастин Кестелин, Глеб Галкин
"Суть не в том, чтобы собрать данные, а в том, что с ними потом делать"
- примерно так будет звучать лозунг для специалистов в области управления производительностью
в 2003 году. Вместо того чтобы пассивно собирать данные для бизнес-аналитики
(BI) и складировать их в закрома высших руководителей, интеллектуальные предприятия
все чаще будут обращаться к таким концепциям, как Six Sigma, Balanced Scorecard
и Malcolm Baldridge, - в них производственные показатели не просто отслеживаются
и сравниваются с аттестационными нормами, но и применяются по всему предприятию
на всех уровнях организации. По прогнозам экспертов, методологии, аналогичные
Six Sigma или Balanced Scorecard, будут необычайно популярны в 2004 году.
Между тем для компаний, специализирующихся на решениях BPM (Business Performance
Management), настала пора жесткой конкуренции. И это не замедлило сказаться
на структуре рынка. В 2003 году Cognos, купив за 160 млн долл. компанию Adaytum,
всерьез накалила обстановку в данном сегменте. Adaytum - известный поставщик
решений в области планирования корпоративной производительности, эта компания
была включена в список перспективных компаний в обзоре Intelligent Enterprise
на 2003 год.
По словам одного из руководителей Cognos, последние пять лет Adaytum является
самой динамичной компанией в мире в области ПО для планирования корпоративной
производительности, а ее разработки позволят Cognos упрочить собственные позиции
в этом сегменте. В принципе руководители Cognos не скрывали, что компания и
сама разрабатывает аналогичные решения, но, по словам исполнительного директора
Cognos Рона Замбонини, покупка на полтора года ускорит реализацию данной инициативы.
Специалисты считают, что первым шагом Cognos будет интеграция разработок и создание
нового расширенного портфеля продуктов управления производительностью. Продукт
Adaytum ePlanning и пакет бюджетирования Cognos Finance функционально дополняют
друг друга, и логично предположить, что со временем функции этих предложений
будут консолидированы.
Поглощение серьезно взбудоражило рынок BPM-решений: Cognos теперь составляет
конкуренцию компаниям Hyperion и SAS, входя вместе с ними в группу ведущих поставщиков
средств, которые объединяют функции BI и планирования, бизнес-показатели, а
также финансовые процессы (с различной степенью упора на интеграцию). В 2004
году эти компании будут "дышать друг другу в затылок", между тем как
спрос на решения по управлению производительностью будет неуклонно нарастать.
Но не только указанные три компании борются за этот рынок. В первой половине
2004 года свои новые стратегии на рынке управления производительностью обнародуют
такие гранды отрасли, как Business Objects и Microsoft (по крайней мере именно
на это прозрачно намекали представители обеих компаний). Кроме этого, поставщики
корпоративных приложений, например Lawson Software и PeopleSoft, также считают
управление корпоративной производительностью своей исконной территорией и не
склонны отдавать ее кому-либо, даже если этот кто-либо зовется Microsoft. Будет
неудивительно, если до конца 2004 года на этом рынке появятся и новые нишевые
игроки. Таким образом, к концу нынешнего года рынок BPM-решений будет напоминать
бурлящий котел.