Не так важно, что внедрять, гораздо важнее - как это делать. Эти слова можно считать девизом нашего спецвыпуска. Мы не будем обсуждать достоинства функционала или архитектуры той или иной системы, не будем подробно останавливаться на проблемах выбора, не будем говорить об эффекте от внедрения КИС. В рамках этого номера мы полностью сосредоточимся на вопросах организации проекта по внедрению корпоративных информационных систем. И начнем мы с обсуждения банальных и политических тезисов поставщиков.

Конечно же, не имея большого опыта или хотя бы более-менее хорошего представления о том, как идут проекты по внедрению корпоративных информационных систем, очень сложно брать на себя ответственность за старт проекта. Здесь, безусловно, имеет смысл полагаться непосредственно на рекомендации компании - владельца продукта. В конечном счете, это их продукт, они подвигают его на рынок и отвечают за то, как он внедряется в экономику и структуру предприятия.

Однако именно здесь, в презентациях и публичных рекомендациях западных компаний-поставщиков корпоративных систем (прежде всего ERP), больше всего того, чего там совсем не должно быть - банальностей, политики и просто лукавства. Как правило, эти тезисы отнюдь не новы, они уже много раз звучали, но тем не менее представители поставщиков с завидным упорством повторяют их снова и снова. Создается впечатление, что они вечные, однако от этого они не становятся менее банальными и политическими. И нам кажется важным в начале нашего спецвыпуска попробовать разобраться с ними.

Организационный уровень компании

Как правило - самый первый тезис, который выдвигают поставщики как необходимое условие вхождения в проект, - определенная организационная зрелость компании. Тезис сколь несомненный, столь и банальный. Вряд ли, если компания находится в состоянии постоянной революции, резкого изменения, если есть опасность того, что ее могут разорвать на куски, в голове у топ-менеджмента компании возникнут мысли об увеличении эффективности управления, упорядочении процедур, лучших бизнес-практиках и т. д. Такие компании просто не услышат тезисы об экономии на складских запасах и говорится это, скорее всего, не для них, а как раз для тех, у кого ситуация гораздо устойчивей, дабы лишний раз порадовать их. Ну а заодно и продвинуть идею о прочной связи между наличием развитых корпоративных систем и уровнем управления компанией. (В некоторых случаях поставщики считают важным говорить вообще о наличии на предприятии профессиональных и обреченных доверием собственников топ-менеджеров, что мы, пожалуй, опустим, за очевидной банальностью и непродуктивностью. Требование наличия у предприятия реального собственника - также одна из вариаций этой идеи.)

Второй тезис, называемый абсолютным большинством поставщиков, - наличие целей управления - по сути является вариантом первого. Топ-менеджмент компании должен точно знать, куда он хочет ее привести, есть бизнес-стратегия и продуманный план действий. То есть имеет место стабильное развитие, ситуация, обсуждавшаяся в первом тезисе со всеми сответствующими выводами. Повторение - мать учения, так почему бы и не повториться, у нас ведь много времени, мы послушаем…

Воля руководства

Следующий тезис - встречающийся у абсолютного большинства поставщиков ERP-систем - "наличие у топ-менеджеров воли на претворение изменений в жизнь". Вообще говоря, также банальный тезис. Если подразумевается существование совершенно безвольного топ-менеджмента, то странно такое функциональное уродство обсуждать в связи с ИТ-системами. Но здесь можно усмотреть одну психологическую тонкость - есть смысл предположить, что поставщики заранее готовят заказчиков к мысли, что внедрение КИС обязательно будет требовать принятия жестких управленческих решений. Это, безусловно, важный вопрос (к слову сказать, по практике, которую мы наблюдаем в России, это именно так и есть), но кто из поставщиков говорит об этом прямо? Ведь можно и испугать потенциального заказчика. Гораздо безопаснее выдвинуть очевидный тезис с намеком, чтобы потом можно было сказать "мы же вас предупреждали".

Следующим тезисом идет еше один вариант той же идеи об организационном уровне компании - "важно, чтобы на верхнем уровне управления компаний уже прекратились либо приобрели управляемый характер феодальные войны". И снова некоторая недосказанность. Если топ-менеджеры компании не умеют договориться между собой, то это беда не только для проекта по внедрению КИС - это беда для компании в целом и это не нужно никому объяснять. Другое дело - мысль о том, что есть примеры, когда такой сложный проект, как внедрение корпоративной системы управления, превращается в инструмент политической борьбы внутри предприятия. Это один из рисков. Подобное может возникнуть, даже если до этого на предприятии царило полное взаимопонимание между топ-менеджерами, и необходимо быть к этому готовым. Но, согласитесь, звучит это несколько по-другому.

Участие руководства в проекте

Как правило, далее идут тезисы об участии руководства: "вовлечение высшего руководства компании в процесс внедрения - это один из главнейших факторов успеха проекта", "верхний пояс руководства должен быть полностью мобилизован на участие в процессе" и т. п. В этих тезисах есть определенная степень банальности, поскольку проект с такими инвестиционными затратами по определению должен быть под контролем руководства. Однако здесь, на наш взгляд, есть другая, значительно более важная сторона.

Когда "раз в месяц директор должен быть готов потратить два часа на то, чтобы принять участие в управляющем комитете", понятно, что очень удобно и более безопасно вести проект, когда управляющий комитет возглавляет директор предприятия. Это стремление к своеобразной страховке со стороны поставщиков - ведь с директором гораздо проще и быстрее решать многие проблемы. Особенно в случае, когда система в процессе внедрения будет навязывать принятие решений, наступающих на интересы других людей, работающих в компании. Но, на наш взгляд, вопрос степени участия первого руководителя компании в проекте, - значительно более сложный и неочевидный. Ведь опыт показывает, что проблемы, которые выносятся на управляющий комитет проекта, не всегда соответствуют уровню первого руководителя компании.

Естественно, одна из центральнейших фигур в процессе - руководитель проекта со стороны предприятия и ни один из поставщиков систем не забывает об этом упомянуть. "Это должен быть человек, с одной стороны, достаточно жесткий, с другой стороны, достаточно дипломатичный, чтобы не перейти за рамки разумного. Он должен быть готов к борьбе, с другой стороны, - должен уметь делать это ласково. Такие люди уникальны". Ничего не напоминает? Да, стандартный набор качеств серьезного менеджера, перечисленный в любом учебнике. Новой полезной информации - нуль, но ведь и возразить-то нечего…

Задействованность сотрудников и мотивация

"Необходима 100%-ная задействованность сотрудников предприятия в рабочей группе", "невозможно такие проекты делать параллельно с решением каких-то других задач" - такие требования также встречаются очень часто. Безусловно, важное требование, но в формулировке, которую приводят поставщики систем оно звучит слишком категорично. Скорее всего это также стоит отнести на счет попыток подстраховаться. Конечно, более удобно и безопасно, чтобы все сотрудники рабочей группы занимались только этим проектом. Однако опыт внедрений показывает, что требование 100%-ной посвященности проекту не стоит относить ко всей рабочей группе. Не стоит бить в колокола, если некоторая часть сотрудников будет вовлечена в проект только на 50%, как это рекомендуют некоторые поставщики. Ну а тезис об адекватной мотивации менеджеров среднего уровня управления, которая необходима при любом, не только ИТ-проекте, стоит отнести к тривиальностям. Из того же учебника.

***

Вот примерный перечень тех очевидных требований и факторов успеха, которые приводят поставщики корпоративных систем. И, наверное, многим из вас эти банальности уже навязли в зубах. Перечислить и обсудить их здесь мы решили по одной простой причине - это те тезисы, которые мы решили оставить за бортом этого спецвыпуска. Это те очевидные вещи, на перечисление которых нам не хотелось бы тратить журнальное место. Мы попытаемся копнуть глубже и раскрыть то, что скрывается за этими стандартными фразами. То есть сосредоточиться именно на реальных советах. Советах по внедрению систем и ведению проектов.