Классический вопрос логистики, как известно, ассоциируется с проблемой доставки товара из точки А в точку В. Однако в рамках данного тематического выпуска мы намеренно не стали замыкаться только на этой проблеме, постаравшись охватить и те вопросы, которые по мнению специалистов в последние годы стали рассматриваться в контексте логистического цикла.
Материалы опубликованного в этом номере «круглого стола» свидетельствуют, что среди всех проблем информационной поддержки логистических процессов основное внимание пока уделяется традиционным — автоматизации складов и транспорта. Весьма остро стоит также проблема информационного обмена между участниками цепочки поставок. Что же касается вопросов оптимизации цепи поставок как единого целого, то они всетаки остаются на втором плане, хотя факт расширения понятия «логистический цикл» нашими собеседниками признавался.
В этой связи стоит отметить, что интервью со специалистами компаний Nestle и Arcelor показывают, насколько акценты в области логистики и цепочек поставок смещаются в сторону оптимизации производственной деятельности. Надо сказать, что от представителей зарубежных компаний, работающих в России, а тем более от иностранных специалистов о подобном смещении приходилось слышать уже не раз.
Информационный обмен, который ставился участниками «круглого стола» на первый план, в сочетании с универсальной методикой взаимодействия как минимум способен сделать цепочку поставок более прозрачной. В этих условиях крайние звенья цепи, в качестве которых в большинстве случаев выступают производитель и розничный продавец, должны лучше «видеть» работу друг друга. Даже не взаимодействуя напрямую и решая казалось бы внутренние проблемы, они куда более явно интегрируются в логистический процесс. А теперь вспомним расхожий тезис, согласно которому мы чуть отстаем от западного рынка, хотя и движемся в том же направлении. Если это действительно так, то, может быть, поэтому зарубежные специалисты по SCM, говоря о предмете своей деятельности, особые акценты делают на тех вещах, которые на первый взгляд не имеют непосредственного отношения к логистике. Если в вопросах упорядочения обмена информацией наметится прогресс и в России, то по идее тут же должна активизироваться работа в области пресловутой оптимизации.
Дело в том, что использование сложных и весьма недешевых алгоритмов подобного
класса, к перспективам применения которых в нашей стране эксперты пока относятся
с большой осторожностью, во многом должно быть инициировано именно крайними
звеньями. По крайней мере такие мощные направления, тесно связанные с оптимизационной
задачей, как предсказание спроса, планирование маркетинговых кампаний и гибкое
планирование производства под заказ, относятся к этой категории. Если спрос
на обозримое будущее детализируется, а производство, в свою очередь, способно
гибко под него подстроиться, то и задача логистики усложняется. Наряду с доставкой
товара из точки А в точку В появляется необходимость доставить строго определенный
вид продукции нужному потребителю по нужной цене. И это уже не просто становится
расхожим лозунгом, а связывается все с той же непростой оптимизационной задачей —
на сей раз ориентированной на «чистую» логистику.
Определенным стимулом для консолидации цепочек поставок и, как следствие, для
более широкого использования оптимизационных алгоритмов, равно как и инструментов
моделирования цепочек поставок (о них, в частности, тоже шла речь за круглым
столом), является развитие специализированной дистрибуции, часто нацеленной
на довольно узкий сегмент рынка. В материалах данного номера (см. рубрику «Капитанский
мостик») отмечено, что на Западе специализация в логистике встречается гораздо
чаще, чем у нас. А в подобной логистической цепи производитель и продавец по
определению лучше знают работу друг друга, и принцип «нужный товар точно вовремя
и по правильной цене» здесь очерчен более рельефно, чем в логистике универсальной.
Материал о компании «ГСК Фитингвиль» посвящен как раз специализированной логистике, развиваемой на российском рынке. И здесь мы видим, что заказчик наряду со стремлением наладить работу с оперативной и исторической информацией делает все больший акцент на тех направлениях информационной поддержки, которые непосредственно связаны все с той же оптимизацией.