Игорь Гордиенко
В течение почти полутора последних лет у меня появился личный опыт в области
разработки и внедрения IP-телефонии. Его особенность заключается в том, что
в качестве клиентов в данном случае выступали небольшие предприятия. Между тем
в этой области отношения у провайдеров с такими клиентами складываются иначе,
чем с крупными заказчиками.
Отметим, что IP-телефония существует с 1995 года, то есть практически со времен
распространения публичного Интернета (историографы хайтека датирует этот феномен
1994 годом). Первыми в рассматриваемой области появились системы типа "клиент
к клиенту через сервер", например программные решения VocalTec, которые
предлагались одноименной компанией еще в 1995 г. Потом был период рецессии всего
предметного направления: подход казался некачественным, неэффективным, основанным
на неполноценных экономических моделях. Но поскольку решений с двухточечными
соединениями на основе прописанных IP-адресов немало и сегодня (например, в
форме так называемых "софт-фонов" - soft-phones), то надо признать,
что существуют уже другие условия, обеспечиваемые общей базовой средой коммуникаций.
Первыми почувствовали (а возможно, даже породили) новую волну IP-телефонии
крупнейшие производители оборудования, такие, как Cisco, Lucent, Avaya и 3Com,
которые и стали формировать рынок. Далее сюда же направились некоторые не столь
крупные компании, а за ними последовала плеяда производителей из Тайваня, Китая
и Южной Кореи. На этом новом этапе решения IP-телефонии начали зашиваться в
аппаратуру, активизировалось производство как специализированного серверного
и шлюзового оборудования, так и IP-терминалов для клиентов. Такие терминалы
в большинстве случаев представляют собой IP-телефоны с расширенным набором функций.
В некоторых случаях (например, в развитых решениях Cisco) клиентские IP-терминалы
могут заменять на рабочих местах персональные компьютеры и терминалы рабочих
станций.
Таким образом, богатые корпорации получили возможность приобретения универсальных
решений от не менее богатых коммуникационных корпораций поставщиков решений.
Эта возможность и была реализована.
Но тут есть некоторые аспекты, которые требуют комментариев. Дело в том, что
крупные корпорации, обязательно имеющие выход в традиционные телефонные сети,
заинтересованы во внедрении IP-телефонии, в первую очередь в силу необходимости
выстраивать общие глобальные корпоративные коммуникационные инфраструктуры -
для общения служащих. Еще несколько лет назад этот тезис мог бы показаться логически
противоречивым, ныне это просто трюизм. Дело в том, что основой корпоративных
сетей являются протоколы TCP/IP, а это делает выбор IP-телефонии самым естественным.
Между тем в среде так называемого малого бизнеса ситуация с распространением
IP-телефонии нового поколения (с аппаратными IP-телефонами и терминалами в офисах)
совершенно иная. Здесь нет заинтересованности в закупке тысяч терминальных устройств,
в установке специализированных компьютеров и дорогостоящего шлюзового оборудования.
Не только потому, что денег нет, но и потому, что это просто не нужно.
Впрочем, многое из того, что дает IP-телефония, остается нужным и здесь. Мне
доводилось выслушивать многих типичных владельцев и руководителей небольших
компаний (потенциальных клиентов для местных, окружных сетей Интернет-коммуникаций)
- и они рассказывают о своих проблемах, которые находятся вне рамок решений
для большого бизнеса.
К примеру, генеральный директор экспортно-импортной компании среднего размера
четко сформулировал свои требования: ему нужна недорогая международная IP-телефония
для связи со странами, в которых пребывают контрагенты компании. Он не скрывал,
что наиболее выгодные отношения строятся у них в компании с партнерами из стран,
обозначаемых вашингтонской администрацией термином "изгои". Самым
важным для этого клиента был тот факт, что при ведении массовых переговоров,
обуславливающих огромные объемы трафика, преимущества IP-телефонии оказываются
неоспоримыми.
Но это, как говорят американцы, лишь одна сторона монеты. Во многих других
случаях потенциальные клиенты просто умоляют обеспечить им через IP-телефонию
доступ к традиционным телефонным системам. Дело в том, что пространства традиционной
и IP-телефонии связывают через специальные шлюзы именно провайдеры второго типа
коммуникаций. И только эти провайдеры могут присвоить "реальный" телефонный
номер IP-терминалу и предоставить пользователю IP-телефона выход в сети традиционной
телефонии.
Соответственно, при нехватке номерных емкостей у обычных телефонных узлов желающие
заиметь телефонный номер обращают свои взгляды на телефонных IP-операторов.
Эта ситуация характерна, в частности, для Подмосковья. Например, в зоне города
Подольска мы обнаружили целую сеть промышленных предприятий, которые были готовы
выделить необходимые средства на приобретение оборудования и услуг IP-телефонии
- только бы получить обычные телефонные номера.
Со времен изобретателя телефона Александера Белла коммуникации являлись ядром
социальной конструкции. Именнопринципиальная важность монополии на владение
этими средствами обусловила известный тезис Владимира Ленина: "Занять почты,
вокзалы, мосты, телеграфы". В течение почти двух последних лет частные
инвесторы со средним богатством вкладывали свои деньги в создание провайдеров,
которые могли бы предлагать заинтересованным клиентам из числа небольших компаний
услуги IP-телефонии на основе учета специфических пожеланий клиента.
Общую картину на этом рынке можно охарактеризовать следующим образом. У некрупного
бизнеса можно выделить три разные потребности в услугах IP-телефонии. Во-первых,
в некоторых ситуациях и этой категории, точно так же, как и крупным компаниям,
требуется внутрикорпоративная сеть IP-телефонии. Потому и решения принимаются
сходные, хотя, конечно, менее масштабные.
Во-вторых, остается потребность в недорогом трафике на междугородней и международной
связи. Эта сфера интересов, несмотря на глобализацию, не столь уж значима для
нашей страны в широких масштабах. Конечно, речь не идет о деятельности сырьевых
комплексов и гигантских экспортеров - там давно все решено. Речь идет об интересах
рядовых и даже частных участников внутринационального и международного товарообмена.
По поводу этой потребности можно говорить весьма оптимистично: она вполне удовлетворяется
провайдерами IP-телефонии (хотя те порой находятся на грани выживания), которые
предлагают условия, пока еще более благоприятные, нежели у операторов традиционной
дальней связи.
В-третьих, имеется потребность в подключении к обычным телефонным сетям, что
было пояснено на примере выше. Но на этом фронте, похоже, новых предпринимателей
IP-телефонии ожидает фиаско, по крайней мере, в московском регионе. Дело в том,
что в нашем мегаполисе планомерно ведется акция по увеличению номерных емкостей
как минимум в два раза (зона на севере от разделительной линии Москвы-реки оставит
за собой код 095, а все, что южнее этой линии, получит новый код 437). Такая
расстановка не только снимет дефицит телефонных номеров в Москве, но и разрядит
ситуацию в Подмосковье. Конечно же, желающие получить московские телефоны в
регионах всегда будут находиться.
Кстати, мои знакомые предприниматели сообщили, что тарифы на выделение телефонных
номеров для предприятий упали и фиксированный московский номер сейчас стоит
примерно 10 тысяч рублей.
Описанная политика МГТС в сочетании с выравниванием тарифов на IP-связь у разных
провайдеров уменьшает неудовлетворенность малого бизнеса в потребностях обычной
телефонной связи. Это снижает конкурентоспособность поставщиков услуг IP-телефонии
в данном секторе, сужает для них норму прибыльности. Проекты моего знакомого,
представляющего нового провайдера IP-телефонии (названия которого я по понятным
причинам не разглашаю), пока успеха не имеют. Впрочем, описанная ситуация подвигает
провайдеров искать новые формы деятельности и стимулирует новые предложения.