По информации Ассоциации Участников Закупок, объем контрактов по государственным и коммерческим торгам не превышает в совокупности 11,4 триллионов рублей, что составляет 32,4% от прошлогоднего объема. Для сравнения: за предыдущие 12 месяцев от коммерческих компаний было размещено предложений на 25,7 трлн рублей, а сейчас за 6 месяцев всего 7,8 трлн. Аналогичная ситуация с государственными контрактами: вместо заказов на 6,4 трлн рублей размещено пока 2,6 трлн.
Руководитель аналитического центра АУЗ Владимир Ястребов заявил, что «Показатели говорят о верности заказчиков традиции: тратить деньги под новогодние праздники. Видимо многим „пришлось по вкусу“ заключать контракты за несколько часов до боя курантов. Так меньше вероятность, что в торги вторгнется нежелательный участник. Можно гарантированно заключить контракт по максимальной цене. Заманчивая перспектива, особенно если тратятся бюджетные средства». Однако, у эксперта имеется рецепт от нездорового увлечения предпраздничными тендерами. Аналитик считает, что: «Контролирующим органам следует внимательно присмотреться к заказчикам, выставляющим лоты в последний момент, а по возможности — законодательно ограничить возможность государственных закупок под конец года. Это позволит существенно сэкономить бюджетные средства и более рационально использовать финансовые ресурсы. Ситуация, при которой госзаказчики начинают „осваивать“ деньги (фактически — выбрасывать на ненужные товары и услуги) — не является нормальной».
Со мнением аналитика согласны представители Центра Заключения Контрактов, которые уже 10 лет обеспечивают победы в электронных торгах. Согласно накопленной ЦЗК статистике, пик заказов через систему электронных закупок действительно приходится на конец года. При этом специалисты не видят во многих тендерах рационального подхода к затратам. Если коммерческие компании предлагают долгосрочные работы на будущий год, то государственные заказчики нередко «сливают» неиспользованные бюджеты, которые до этого намеренно держали без движения. И запрашивают от исполнителей фантастические результаты, наподобие «построить школу за один месяц» или обеспечить редкой медицинской техникой «не менее 200 больниц» сразу. По опыту специалистов, подобные скоропостижные заказы в 99% случаев являются спланированными, товары уже поставлены, а услуги оказаны аффилированными компаниями.
Хотя многие госзаказчики в нынешнем году «проявили сознательность» и предложили бизнесменам большое количество контрактов. В настоящий момент лидируют в России по объемам предложений Министерство здравоохранения РФ (общая сумма лотов на 50,5 млрд рублей), «Строительное управление» управделами Президента (35,7 млрд рублей) и Министерство промышленности и торговли РФ (24,9 млрд рублей). Этим организациям нужна закупка лекарств, строительство комплекса зданий для Верховного Суда РФ и реализация различных социальных программ с помощью частных компаний.