Согласно прогнозам компании IDC, мировой парк установленных оконечных точек Интернета вещей (Internet of Things, IoT), который в конце 2016 г. составлял 14,9 млрд, в 2025 г. превысит 82 млрд. При таких темпах Интернет вещей вскоре может стать столь же незаменимым, как и сама сеть Интернет.
Однако, несмотря на мощный импульс роста, данные, приводимые в новом исследовании Cisco, говорят о том, что 60% IoT-проектов застревают на стадии прототипа, и лишь 26% компаний посчитали свои IoT-проекты полностью успешными. Хуже того: треть всех завершенных проектов были сочтены неудачными.
В исследовании Cisco, проводившемся в США, Великобритании и Индии, приняли участие 1845 руководителей, ответственных за принятие решений в области ИТ и бизнеса в таких отраслях, как: обрабатывающая промышленность, местное самоуправление, розничная торговля, гостиничный бизнес, спортивная индустрия, энергетика (энергетические системы, нефтегазовая отрасль, горнодобывающая промышленность), транспорт и здравоохранение. Все респонденты работали в организациях, которые внедряли IoT-проекты или уже завершили их внедрение. Опрошенные принимали участие в реализации общей стратегии или руководили как минимум одним из IoT-проектов в своих организациях. Целью исследования было понять факторы успеха и вычленить проблемы, стоящие на пути прогресса.
Основные результаты
1. Значимость человеческого фактора. На первый взгляд, Интернет вещей — чисто технологическая история, но огромную роль в ней играют такие факторы, как культура, организация и лидерство. Три из четырех главных факторов, определивших успех IoT-проектов, имеют отношение к людям и их взаимодействию:
· сотрудничество между ИТ и бизнес-подразделениями вышло на первое место (54% респондентов)^;
· технологически ориентированную культуру производства, опирающуюся на принципы нисходящего лидерства и поддержку руководства, поставили во главу угла 49% респондентов;
· опыт в области Интернета вещей, приобретенный внутри организации или в результате сотрудничества с внешними партнерами, выбрали 48% респондентов.
Кроме того, те организации, чьи IoT-проекты были наиболее успешными, шире других использовали преимущества экосистемного партнерства. Они сотрудничали с партнерами на всех этапах, начиная со стратегического планирования и заканчивая анализом данных по результатам внедрения.
Несмотря на всеобщее понимание важности сотрудничества между руководством ИТ и бизнес-подразделений, был выявлен ряд любопытных разногласий:
— руководители IT-подразделений считают более важными технологии, организационную культуру, опыт и вендоров;
— руководители бизнес-подразделений основное внимание уделяют стратегии, технико-экономическому обоснованию, процессам и целевым ориентирам;
— руководители IT-подразделений более склонны считать IoT-проекты успешными (полностью успешными свои проекты назвали 35% руководителей IT-подразделений, тогда как среди руководителей бизнес-подразделений таких было лишь 15%).
2. Важность партнерства. 60% респондентов подчеркнули, что IoT-проекты часто хорошо выглядят на бумаге, но оказываются значительно более сложными в реализации, чем можно было представить. Пять основных трудностей на всех этапах реализации: сроки завершения, ограниченность собственного опыта, качество данных, интеграция подразделений и перерасход бюджета. Наше исследование показало, что наиболее успешные организации на всех этапах привлекают экосистему партнеров, то есть тесное сотрудничество на протяжении всего проекта способно сгладить недостаток опыта.
«IoT-инновации появляются практически каждый день, — говорит вице-президент компании Cisco по маркетингу корпоративных решений Инбар Лассер-Рааб (Inbar Lasser-Raab). — Мы подключаем объекты, о возможности подключения которых никто не мог и подумать, создавая невероятные новые активы для разных отраслей. Но наибольшие перспективы открываются там, где мы взаимодействуем с другими вендорами, разрабатывая решения, которые не просто соединены друг с другом, но еще и совместно используют данные. Эти данные общего пользования формируют фундамент сети, охватывающей разные отрасли, ведь обмен информацией приносит огромную пользу бизнесу и обществу, и ни одна компания не в состоянии решить эту задачу в одиночку».
3. Использовать преимущества. Одновременное проявление критичных факторов успеха дает организациям возможность масштабно использовать результаты анализа «умных» данных.
73% участников опроса применяют данные завершенных IoT-проектов для совершенствования своего бизнеса. В первую глобальную тройку преимуществ Интернета вещей вошли: рост удовлетворенности заказчиков (70%), рост операционной эффективности (67%) и рост качества продуктов и услуг (66%). Кроме того, главным неожиданным преимуществом оказался рост прибыльности (39%).
4. Учиться на ошибках. Предпринятые попытки реализовать IoT-проекты дали еще один неожиданный результат: 64% респондентов заявили, что уроки, извлеченные из застопорившихся и неудачных IoT-инициатив, способствовали тому, что их организации стали наращивать инвестиции в Интернет вещей.
Несмотря на проблемы, многие участники нашего исследования оптимистично смотрят в будущее Интернета вещей, который при всем своем бурном развитии остается пока на начальном этапе эволюции. 61% респондентов считают, что мы лишь только начали исследовать те возможности, которые IoT-технологии открывают перед бизнесом.