По информации Ассоциации Участников Закупок, в сознании общества государственные заказы делятся на черные и белые: хорошие и плохие. Причем 90% госзаказов люди относят к коррупции, и только 10% к законным процедурам. На практике все не так — утверждают представители ассоциации.
«Только 15% государственных торгов являются полностью коррумпированными. К ним относятся так называемые «политические» заказы стоимостью в несколько миллиардов рублей. 10% действительно приходится на «белые» закупки. Но оставшиеся 75% торгов вовсе не «черные», а «серые» — заявил руководитель образовательного центра АУЗ на бесплатном вебинаре для членов ассоциации.
Серые закупки — это торги с небольшими суммами контрактов, которые организаторы не рискуют захватить полностью под свой контроль, — пояснил эксперт. Чиновник или руководитель департамента со стороны заказчика боится потерять доходное место из-за небольшого контракта. В любой момент он готов отказаться от корыстных планов и передать сделку любому участнику, без дальнейших преследований победителя. Но в случае, если честные участники рынка проявят «слабину», обязательно воспользуется положением и заключит сделку с аффилированным лицом.
Поэтому размах коррупции зависит не от наглости или коррумпированности заказчиков, а от самих участников электронных торгов, которые в 75% случаев не уверены в своих силах и фактически сами порождают «серые» госзаказы. Ведь на практике участники могут повлиять на исход любой государственной закупки. Но предпочитают не предпринимать действий в свою защиту из-за юридической безграмотности, неуверенности, а зачастую и обычной лени. Ведь проще заявить, что торги «коррумпированы», чем потратить пару часов на защиту своих прав, — считает руководитель образовательного центра.
Также в обществе принято считать, что главным контролером электронных госзакупок является государство, ФАС и прокуратура. Это еще одно массовое заблуждение. Перечисленные контролирующие органы де-факто являются лишь рычагами воздействия на недобросовестных заказчиков. Они не отслеживают каждую закупочную процедуру. Это физически невозможно из-за огромного количества проводимых торгов. Поэтому главным контролером законности процедур являются сами участники рынка. Пришла компания на аукцион — значит сама и следит, чтобы действия заказчика были законными. Когда участники осознают этот простой факт, объем «белых» закупок увеличится с 10% до 85%, — уверен специалист.
Возможности для самоочищения у рынка государственных закупок имеются достаточные. Законодатели наделили каждого участника необходимыми инструментами. Первое оружие против сговора — заявка на разъяснение. Второе — жалоба в ФАС. Третье — жалоба в суд. Используя все три оружия против коррумпированных чиновников можно быстро очистить весь рынок. Тогда вопросы об эффективности Федерального закона № 44, регламентирующего процедуры госзакупок и разговоры о доработке этого закона исчезнут сами собой — уверен руководитель образовательного центра.
Официальное мнение АУЗ поддерживают представители Центра Заключения Контрактов, который за последние несколько лет принял участие в нескольких десятках тысяч торгов. Специалисты ЦЗК заявили, что 95% успеха в госторгах — это правильная подача электронной заявки и получение допуска. Лишь 5% определяют, станет допущенный участник победителем или нет. Ведь сама процедура определения победителя достаточно простая: по самой низкой цене. Конечно, здесь также имеются хитрости и нюансы, которыми пользуются нерадивые заказчики, но их значительно меньше, чем на этапе отбора участников. Поэтому при готовности потратить немного времени на защиту своих интересов, можно рассчитывать на победу фактически в 90% электронных аукционов в госзаказе — уверены специалисты ЦЗК.