Уже сегодня у 60% компаний в России есть четкая и последовательная стратегия цифровой трансформации, направленная на изменение бизнеса, продуктов и услуг под воздействием технологий. При этом только 25% всех компаний относят себя к «цифровым». Использование цифровых технологий является важнейшим фактором развития бизнеса для 77% компаний. Такие данные были получены в ходе исследования «На пути к цифровой трансформации», проведенного в 2016 году информационно-аналитическим проектом DOCFLOW в рамках первого независимого Форума о цифровой трансформации бизнеса — DigEn Forum.
Стоит отметить, что уровень развития российских компаний по направлению к цифровой трансформации аналогичен мировому. В частности, по данным исследования MIT Sloan Management и Deloitte, около 29% мировых компаний относят себя к цифровым. 26% оказались на ранних стадиях «цифровой зрелости» (против 29% российских компаний), 46% организаций в мире — на среднем уровне (45% в России).
Компании заинтересованы во внедрении новых технологий, так как именно от ИТ сейчас особенно зависит сам бизнес, эффективность и прибыльность организации. Мировые компании, активно использующие технологии и новые методы управления, в среднем на 26% прибыльнее своих конкурентов2. Те, кто еще не выбрали стратегию развития, имеют негативные финансовые показатели в сравнении с другими игроками рынка. В России для 80% компаний, согласно исследованию DOCFLOW, цифровая трансформация дала большую гибкость и адаптивность по сравнению с конкурентами.
Наиболее цифровыми отраслями в России являются информационные технологии, телекоммуникации, финансы и банковские услуги. Среди цифровых компаний в России эксперты выделяют: Альфа-Банк, Банк Тинькофф, Сбербанк, Банк Открытие, Мегафон, СИБУР, Аэрофлот, OZON и другие.
Главным приоритетом российских компаний является повышение эффективности работы организации (внутренняя автоматизация, своевременный доступ к данным и знаниям внутри компании и т. д.). В то время как западные компании больше обеспокоены улучшением качества работы с клиентами.
Технологические приоритеты цифровых организаций в России: мобильные технологии, данные и аналитика, социальные медиа, технологии совместной работы и в меньшей степени облачные вычисления.
Отдельный блок исследования был посвящен барьерам на пути к цифровой трансформации. Представители компаний, находящихся на среднем уровне «цифровой зрелости», отмечают, что для начала цифровой трансформации их организациям не хватает общей стратегии, гибкости и скорости принятия решений, а также технической экспертизы и навыков.
«Исследование DOCFLOW показало, что в 2017 году треть компаний в России планируют в равной степени увеличить расходы на технологии управления веб-контентом, документами, бизнес-процессами, а также на бизнес-аналитику, электронную подпись, коллективную работу, поиск, мобильные приложения ECM-систем/СЭД и обеспечение безопасности контента, — комментирует Юрий Корюкин, генеральный директор ABBYY Россия. — Мы видим этот интерес по объему проектов уже этого года. Наши заказчики — компании из разных отраслей — все чаще задумываются о необходимости внедрения решений для
повышения эффективности работы. В частности, растет число проектов в области извлечения информации из документов, текстовой аналитики и мобильного ввода данных».