Почти 100 компаний в нашей стане выиграли более тысячи электронных лотов, еще тысячи имеют сотни побед. Но десятки тысяч юрлиц пока не подозревают о возможностях рынка электронных закупок, хотя имеют высокие шансы на победу.

Шансы на победу новичков и вероятность победы давних участников рынка закупок обсудили представители Ассоциации Участников Закупок и Центра Заключения Контрактов в рамках бизнес-клуба АУЗ. В формате дебатов эксперты поделились мнением и постарались выработать общие взгляды на эффективность электронной торговли.

Те, кто сомневается в эффективности электронных закупок, теряют время и деньги: два важных показателя, характеризующих успешность бизнеса — уверены представители Ассоциации Участников Закупок. По заявлениям АУЗ, вероятность победы в электронных торгах у любой компании (и давних участников и новичков) примерно на одинаковом уровне 30-50%. При этом не важно, идет речь о государственных заказах или коммерческих контрактах. Вероятность победы зависит от ряда факторов: сфере деятельности компании, конкурентоспособности на рынке, готовности участвовать в большом количестве сделок одновременно, известности заказчика, и безусловно — опыте. Чем больше опыт, тем вероятней победа — считают в АУЗ.

Однако представители Центра Заключения Контрактов, который специализируется на электронных закупках, высказали в отношении опыта иную точку зрения. По их мнению, он не имеет значения, если участник пользуется услугами специализированных компаний. Сегодня рынок переполнен предложениями посредников, которые вполне квалифицированно выполняют работы, связанные с подготовкой и участием в торгах. Поэтому не обязательно обладать опытом и знать тысячи нюансов, чтобы одержать победу. С вероятностью 75% может выиграть и новичок — заверили в ЦЗК, и подчеркнули, что разговоры про 95% сговоров в закупках, которыми любят пугать различные чиновники, включая ФАС — не более чем популистские заявления. Практика участия в десятках тысяч торгов говорит об обратном: закупки стали более доступными, постепенно эта тема становится для бизнесменов понятной и давно используется многими предпринимателями в качестве рабочего инструмента.

В свою очередь, Владимир Ястребов, руководитель аналитического центра Ассоциации Участников Закупок, согласился, что обилие выигранных лотов действительно не является выдающимся событием или прерогативой избранных юрлиц. Это повседневная рутина для многих компаний, которые добиваются большого процента побед своей настойчивостью и активностью. Но при этом эксперт заметил, что не стоит забывать о компаниях, которые пробовали включиться в электронные торги, но не получили желаемого результата. У таких бизнесменов сложилось впечатление, что закупки — это полностью коррумпированная система, куда «непосвященные» не могут зайти и вероятность победы вообще равна нулю.

На это замечание представители ЦЗК парировали, что даже самые успешные участники рынка рано или поздно — проигрывают, и проигрывают многократно. Ведь чем больше участий, тем чаще поражения. Это нормальный процесс — считают в ЦЗК.

Однако со стороны АУЗ призвали более осторожно подходить к общей оценке побед. «Цифра 75% может быть близкой к реальности не во всех сферах, — отметил руководитель группы аналитиков. Например, если вы участвуете в поставках нейтрализатора сероводорода, или планируете выполнить заказ на строительство подземного танкового тира — то автоматически повышаете шансы победу до 100%, так как существует вероятность, что ваша компания вообще будет единственным участником. Аналогичные результаты можно получить, если компания участвует в непопулярных закупках или выбирает малоизвестных заказчиков. Тогда в общем соотношении участий / побед можно добиться таких высоких показателей. Но в остальных случаях, в популярных торгах, где участвуют по 3-7 компаний, показатель в 75% (и тем более 100%) — недостижим даже теоретически».

Несмотря на проведенные дебаты, в целом эксперты сошлись во мнении, что если правильно подойти к процессу отбора лотов (еще до начала подачи документов), то можно получить желаемый контракт с очень высокой вероятностью. Даже начинающая компания может эффективно включиться в процесс и начать зарабатывать деньги на электронных закупках — сошлись во мнении эксперты.