В декабре 2014 года АО «Новая концессионная компания» заключило концессионное соглашение, предметом которого является финансирование, строительство и эксплуатация на платной основе участка линейного объекта улично-дорожной сети «„Северный дублёр Кутузовского проспекта от Молодогвардейской транспортной развязки до ММДЦ „Москва-СИТИ“ вдоль Смоленского направления МЖД“ (СДКП)». Цель запуска проекта — снижение транспортной нагрузки на Кутузовский проспект и участок Можайского шоссе. Запуск движения по СДКП существенно улучшит дорожную ситуацию на западе Москвы.
Cрок действия концессии составляет 40 лет. Общая инвестиционная стоимость проекта составляет почти 40 млрд рублей. Для финансирования проекта концессионер планирует выпустить концессионные облигации и привлечь средства негосударственных пенсионных фондов. Автомобильная дорога будет состоять не менее чем из 4 полос (по 2 в каждую сторону) и будет иметь удобные съезды на МКАД и Кутузовский проспект, прямой вход в Москва-Сити. Расчетная скорость движения на дороге составит не менее 100 км/ч, а пропускная способность — 30-40 тыс. автомобилей в сутки.
«Сроки запуска проекта Северного дублера Кутузовского проспекта весьма сжатые, так что мы должны оперативно и обоснованно принимать проектные решения. Мы выбирали партнера по внедрению передовых технологий проектирования и остановились на технологии информационного моделирования (BIM), основанной на решениях компании Autodesk. Выбор в пользу ПСС, как партнера по внедрению, был обусловлен тем, что эта компания смогла предложить комплексный подход к внедрению BIM, представить нам целостную архитектуру системы, построенную на платформе Autodesk», — рассказал Михаил Зобнин, BIM-менеджер АО «Новая концессионная компания».
«Применение BIM при создании и эксплуатации Северного дублера Кутузовского проспекта — очень амбициозный и интересный проект. Для внедрения BIM необходимо
было сделать многое — от разработки требований к предоставлению проектных данных в формате информационных моделей всеми участниками проекта до создания регламентов взаимодействия участников процесса через единую точку доступа и обучения сотрудников, — рассказывает Анна Кукина, руководитель проекта со стороны компании ПСС. — Кроме того, мы оказываем полную техническую поддержку процесса внедрения, проводим технический аудит информационных моделей, обеспечиваем координацию информационных моделей различных разделов».
Для реализации проекта были выбраны решения для проектирования объектов инфраструктуры: Autodesk AutoCAD Civil 3D для линейной части проекта и Autodesk Revit — для работы над искусственными и архитектурными сооружениями. Кроме того, для объединения в единой среде различных разделов проекта используется Autodesk Navisworks.
Возможности Civil 3D были использованы на всех этапах проработки проекта. В таких крупных и сложных инфраструктурных проектах, отличающихся большим количеством развязок, очень часто проектировщикам приходится менять что-либо в том или ином узле, а Civil 3D позволяет вносить эти корректировки в модель максимально быстро.
Одной из самых сложных задач в рамках проекта было обеспечение эффективного взаимодействия заказчика, генпроектировщика, других участников проекта в среде общих данных. Необходимо было создать единую систему инженерного документооборота, предоставить пользователям возможность согласования документации в электронном виде с использованием данной системы, организовать единое хранилище данных, обеспечив актуальность всей информации. В результате выбор был сделан в пользу Autodesk Vault Professional.
Также на выбор решения повлиял и тот факт, что все участники проекта создания этой автодороги так или иначе уже использовали решения Autodesk. Было важно обеспечить быстрое и простое обучение пользователей работе с новыми инструментами, поэтому внедрение решения того же вендора было оптимальным. В результате большая часть пользователей смогла работать с новым решением уже через две недели. При этом регламент был очень коротким — всего порядка 6 страниц, однако интуитивно понятный интерфейс решения позволил минимизировать время на обучение и привыкание к новым инструментам.
В рамках проекта необходимо решать задачу поддержки всего жизненного цикла документов — от разработки до финального утверждения и сдачи в архив. Особенностью проекта является то, что в нем участвуют не только внутренние сотрудники компании, но и внешние подрядчики, поэтому необходимо обеспечить возможность изменения прав пользователей на определенных этапах жизненного цикла файла в Autodesk Vault. Кроме того, в проекте в комплексе с решением Autodesk Vault Professional для контроля и выдачи заданий используется пакет адаптации DarkStream компании Brownie Software.
По этой же причине важной задачей является обеспечение сохранности и безопасности данных: независимые компании, участвующие в проекте, заинтересованы в том, чтобы сохранить свою интеллектуальную собственность, а заказчик — в том, чтобы ни один важный документ не пропал даже случайно. В связи с этим были разработаны детальные регламенты, в соответствии с которыми работают пользователи. Например, все пользователи могут отправлять документы в корзину, однако удалять файлы окончательно могут лишь трое сотрудников, обладающие такими правами. Такая система позволяет избежать разрушения связей и ссылок на другие документы, хранящиеся в базе данных, и обеспечивает целостность документов.
В связи с участием в проекте независимых компаний была применена уникальная архитектура системы, предусматривающая репликацию данных между серверами участников проекта. Так, основной сервер расположен непосредственно в АО «Новая концессионная компания» — именно через этот сервер идет основная работа. Также сервер находится у генпроектировщика, что позволяет оперативно отправлять все данные по проекту, а еще один — у подрядчика по искусственным сооружениям, который также выполняет большой объем работ по проекту. Кроме того, доступ к системе может предоставляться и тем, у кого на рабочем месте клиент не установлен — например, потенциальному субподрядчику. При этом доступ к документам осуществляется в режиме чтения, а для редактирования документов был развернут сервер Buzzsaw — аналогов такому применению в России пока нет. Такая архитектура позволяет субподрядчику подключиться к серверу через интернет-браузер. Связь между серверами осуществляется по защищенному VPN-каналу.
В рамках проекта были разработаны регламенты и требования работы с BIM-моделями, обязательные для исполнения всеми участниками проекта. Кроме того, в регламентах прописаны многие технические моменты, например, необходимость одновременного обновления компонентов системы. Так, чтобы система работала корректно, нужно, чтобы все устанавливаемые версии ПО были строго синхронизированы.
«Составление регламентов и требований — одна из важнейших частей BIM-проекта. В этом помогает компания ПСС, которая выступает в качестве нашего BIM-консультанта. Эксперты ПСС произвели обследование потенциальных участников проекта, помогли нам подготовить документы и разобраться с текущими рабочими процессами, взаимодействием между участниками, — рассказывает Михаил Зобнин. — В процессе внедрения мы использовали различные стандарты — в том числе зарубежные. Однако, в итоге мы отступили от них. Прежде всего, это было обусловлено тем, что они адаптированы под проекты промышленно-гражданского строительства, предусматривающие разбивку по этажам и прочее. Наш проект инфраструктурный, а проектирование линейных сооружений имеет свои особенности, поэтому при помощи компании ПСС мы разрабатывали собственные правила формирования информационной модели».
Использование технологии BIM позволяет заказчику сэкономить на том, что потенциальные коллизии будут выявлены не в процессе строительства — экскаватором, а в виртуальной модели, что позволяет оперативно принять обоснованные решения по проекту.
«Внедрение системы проектирования на основе технологии BIM — оптимальное решение. BIM позволяет ликвидировать потенциально возможные коллизии еще на этапе
проектирования, таким образом минимизируя потери, которые могут возникнуть на стадии строительства. Использование BIM приводит к повышению качества проектирования, усилению контроля над ходом выполнения проектных работ, — комментирует Анна Кукина. — К тому же дорогу необходимо не только спроектировать и построить, но и затем эксплуатировать 40 лет, поэтому очень важно донести текущие данные до стадии эксплуатации. Именно BIM позволяет это сделать».