Ассоциация компаний «Русский свет» запустила в опытно-промышленную эксплуатацию систему сбалансированных показателей (BSC, Balanced Score Сard) для реализации бизнес-стратегии. Консалтинговый проект по разработке системы BSC для верхнего уровня управления компанией со 110 филиалами и 24 представительствами в России и СНГ реализован специалистами КРОК за полгода.
Разработанная КРОК система сбалансированных показателей охватывает верхний уровень управления 9 подразделений АК «Русский свет». Анализ производится по стратегической карте компании, включающей как количественные, так и качественные показатели в разрезах финансовой отчётности, внешней среды (взаимодействие с клиентами и поставщиками), внутренних бизнес-процессов и потенциала развития (управление персоналом).
На данный момент карта содержит порядка 150 показателей (KPI) деятельности в соответствии с долгосрочными целями бизнеса. Например, если рассматривать в качестве цели задачу повышения качества клиентского сервиса, важно отслеживать динамику притока клиентов и уровень их удовлетворенности, оценивать компетенции персонала и уровень сервиса конкурентов и пр. Результаты анализа деятельности доступны пока только топ-менеджерам компании, но в перспективе будут каскадированы на уровень руководителей подразделений и линейных менеджеров. Поддержкой и развитием разработанной модели занимаются специалисты Проектного отдела АК «Русский свет».
«Для выполнения бизнес-стратегии компании нам требовалась прозрачная модель оценки эффективности всей текущей деятельности. Сейчас у нас есть единая стратегическая карта целей на ближайшие 3 года, согласно которой мы можем не только оценивать, но и планировать успешное развитие бизнеса. Выстроенная система сбалансированных показателей позволит в будущем также выявлять причины негативных или позитивных тенденций и отслеживать реакцию на те или иные изменения», — комментирует Тамара Рушнова, начальник проектного отдела дирекции по развитию бизнес-технологий АК «Русский свет».
Реализация проекта была разбита на 5 этапов. В первую очередь были собраны и проанализированы позиции руководства компании относительно стратегии ее развития, определены долгосрочные и краткосрочные цели АК «Русский свет» и ее подразделений. Последующие этапы были отведены формированию карты целей и определению наборов KPI для их достижения. В частности, число внутрикорпоративных KPI на этом этапе выросло примерно на 30%. Также в рамках проекта были сформированы регламенты и методики поддержки и развития моделей, включая описание процессов подсчета и согласования показателей. В настоящее время для ведения отчетности с использованием системы сбалансированных показателей используется MS Excel. В рамках развития проекта возможна автоматизация проведения стратегического анализа деятельности на базе приложения класса KPI Management.