Руководители европейских финансовых организаций считают, что цифровая трансформация имеет критически важное значение для будущего успеха их компаний. Однако согласно отчету, подготовленному по заказу Fujitsu, более половины респондентов считает, что у их компании нет достаточного опыта для реализации цифровых проектов — многие компании не имеют четкой стратегии для достижения поставленной задачи, а для большинства респондентов процесс внедрения цифровых технологий по-прежнему связан со значительными рисками.
Несмотря на распространенное мнение, что сектор финансовых услуг находится в авангарде внедрения цифровых технологий, 64% участников опроса заявили о том, они не знают, является ли их решение о развертывании ИТ-комплексов верным. Это подтверждается тем фактом, что более половины респондентов (52%) говорит о том, что они не имеют навыков, необходимых для воплощения подобного рода проектов. Более того, три четверти представителей компаний согласны с тем, что успешность их цифровых проектов можно сравнить с игрой в рулетку, этот показатель несколько выше среднего по различным отраслям. Результаты опроса подтверждают, что в сфере финансов может быть высокой не только прибыль, но и риски.
Исследование, в котором приняло участие свыше 600 руководителей высшего звена и специалистов, контролирующих ИТ-бюджеты, демонстрирует высокий уровень оптимизма в отношении успешности цифровой трансформации в различных секторах отрасли. В сфере финансовых услуг большинство решений по реализации цифровых проектов принимается руководством, зачастую, генеральным директором, в отличие от сферы розничной торговли, производства, сферы коммунальных услуг и государственного сектора. Исследование Fujitsu показало, что это может быть связано с тем, что для банковской и финансовой сферы создание дополнительной ценности и стимулирование новых каналов получения прибыли за счет внедрения цифровых технологий имеет исключительную важность. По сравнению с другими секторами экономики, большинство представителей финансовых организаций (43%) считают именно это основной причиной внедрения цифровых технологий. Однако две трети полагают, что их компании выиграли бы от более сбалансированного подхода к расходам на ИТ.
Рави Кришнамурти (Ravi Krishnamoorthi), старший вице-президент, руководитель подразделения сервисов и бизнес-приложений компании Fujitsu, говорит: «Результаты исследования Fujitsu подтверждают то, что я вижу каждый день, общаясь с компаниями финансового сектора: генеральные директора принимают на себя ответственность при выборе цифровых технологий. Лидеры рынка обращаются к Fujitsu за специализированной поддержкой и обучением для того, чтобы устранить недостаток в профессиональных навыках».
Существует множество причин, по которым банки и финансовые организации вынуждены инициировать цифровую трансформацию. Традиционные физические способы обслуживания, такие как офисное обслуживание и банкоматы, должны развиваться параллельно с цифровыми каналами, появление которых обусловлено не только изменяющимися потребительскими ожиданиями и моделями поведения, но и новыми и более удобными способами управления транзакциями, включая операции, выполняемые с помощью мобильных приложений.
Рави Кришнамурти добавил: «Мы помогаем банкам внедрить новый подход к ИТ, который поддерживает как инициативы в области цифровизации, мы называем эту область „Быстрыми ИТ“ (Fast IT), так и меры для модернизации существующих систем с целью использования их ценностей, эту область мы называем „Надежные ИТ“ (Robust IT). Мы считаем, что долгосрочное конкурентное преимущество может быть достигнуто только за счет такого сбалансированного решения. Этот подход позволяет оптимизировать существующие данные и процессы, интегрировать и координировать облачные сервисы Fujitsu и сторонних компаний и управлять локальными ИТ».
Fujitsu определяет трансформацию как объединение новых клиентских функциональных возможностей с процессами и информацией на операционном уровне, что очень важно для будущего успеха бизнеса. Каждая компания, включая банки и другие финансовые организации, должна найти свою собственную комбинацию.
Согласно философии Fujitsu, для того, чтобы добиться реальной цифровизации, компании должны создать новые цифровые клиентские возможности и объединить их с внутренними системами и инфраструктурой.
Результаты исследования, относящиеся к финансовым сервисам
В условиях большого количества сетевых подключений во всем мире цифровой успех компаний финансового сектора может стать делом случая. ИТ-руководители не уверены в результатах своих решений, связанных с выбором цифровых технологий, и озабочены нехваткой внутренних навыков для достижения успеха
* 73% компаний финансового сектора подтверждают, что успех их цифровых проектов связан со значительными рисками (по сравнению с 70% всех участников опроса)
* Две трети (64%) финансовых компаний заявляют о том, что трудно узнать наверняка, делают ли они правильный выбор при внедрении цифровых технологий
* Более половины (52%) финансовых учреждений говорит о том, что они не имеют нужных навыков для успешной реализации проектов по цифровизации
Главные исполнительные директора компаний в сфере финансовых сервисов ускоряют внедрение цифровых технологий, учитывая возможность повышения эффективности процессов и увеличения прибыли
* 77% компаний финансового сектора имеют желание оперативно перейти на цифровые технологии
* Практически для четверти из них (22%) план действий при переходе на цифровые технологии определяет главный исполнительный директор. В розничной торговле, государственном секторе, производстве и в секторе коммунальных услуг решение принимается на более низком уровне
* Возможно, это определяется преимуществами, которые может предоставить цифровая трансформация — для 38% ИТ-руководителей «создание новой прибыли/ценности» является одним из 3 основных преимуществ внедрения цифровых технологий
* Респонденты назвали 3 основных угрозы для своих компаний в случае недостаточно быстрого внедрения цифровых решений: снижение продуктивности работы (45%), увеличение расходов (41%) и снижение общей прибыли (41%)
Проекты по цифровой трансформации получают самые большие инвестиции, но компании, предлагающие финансовые услуги, придерживаются более сбалансированного подхода
* Практически для двух третей (61%) компаний из финансового сектора ИТ-бюджет тратится на цифровое преобразование и повседневное ИТ-управление — на управление приходится большая часть инвестиций
* Только 13% респондентов заявили о том, что из ИТ-бюджетов больше средств было потрачено на повседневные ИТ-потребности
* 40% организаций рассказали о том, что их бизнес состыковал цифровые приоритеты
* «Неспособность установить приоритеты для цифровых проектов» является одним из 3 основных трудностей на пути к внедрению цифровых технологий, согласно 31% опрошенных
* 62% ИТ-руководителей считают, что их компании могли бы получить преимущества от более сбалансированного подхода к ИТ-расходам
Несмотря на то, что многие считают, что финансовые компании являются ведущим сектором экономики по показателям цифровой трансформации, компании, предоставляющие финансовые услуги, не слишком уверены в своей цифровой «зрелости», и многие считают, что они несколько отстают от своих конкурентов
* Чуть более трети (31%) ИТ-руководителей считает, что они имеют очень большой опыт внедрения цифровых технологий
* Менее трети организаций заявляет о том, что они уверены (29%) в том, что они выбрали правильный подход к внедрению цифровых технологий
* И практически две трети (62%) ИТ-руководителей считают, что они несколько отстают от конкурентов