Промышленные предприятия всех отраслей по всему миру начинают обращать пристальное внимание на бизнес в контексте программы «Индустрия 4.0». Внедрение проекта идет полным ходом во всем мире: уже около трети компаний оценивают свой уровень цифровизации как высокий. В ближайшие пять лет доля таких компаний, как ожидается, увеличится с 33 % до 72 %. Отраслевые лидеры переводят в цифровой формат важнейшие функции в рамках своих внутренних вертикальных цепочек создания стоимости, а также с партнерами по горизонтальной цепочке поставок. Кроме того, они улучшают свой портфель продуктов за счет расширения цифрового функционала и включения в портфель инновационных услуг, основанных на данных. Мировые компании заявляют о готовности ежегодно вкладывать в цифровизацию около 5 % от оборота. Исходя из отраслевых секторов, рассмотренных в ходе исследования, 5 % цифрового оборота соответствует сумме инвестиций в размере 907 млрд долларов США. Эти инвестиции будут главным образом направлены на цифровые технологии (такие как сенсоры и устройства для подключения к сети) и программное обеспечение и приложения (например, автоматизированные системы управления производственными процессами). Также компании вкладываются в обучение сотрудников и обеспечение реализации необходимых организационных преобразований. Более половины компаний (55 %) предполагают, что амортизация этих расходов займет два года. Такие результаты были получены в ходе проведенного PwC международного исследования «Индустрия 4.0: создание цифрового предприятия» (Industry 4.0: Building the Digital Enterprise), в котором приняли участие 2 000 компаний из девяти отраслей в 26 странах мира.
По ожиданиям опрошенных руководителей, в течение этого перехода ежегодное сокращение затрат составит в среднем 3,6 %, при этом выручка предприятий вырастет в среднем на 2,9 % в год. В абсолютном выражении это соответствует в общей сложности 421 млрд долларов США в результате экономии затрат и одновременному увеличению оборота. «Компании ожидают огромных выгод от цифровизации и делают соответствующие большие капиталовложения.
„Наше исследование показало, что этот переход наблюдается в равной мере во всех странах, рассмотренных в ходе исследования, а не только в промышленно развитых государствах“, — говорит Райнхард Гайссбауэр, партнер компании Strategy&, входящей в сеть PwC в Германии и руководитель проекта „Индустрия 4.0“. — Даже если будет реализована всего половина ожиданий, связанных с проектом „Индустрия 4.0“, это коренным образом изменит конкурентную среду в ближайшие пять лет».
По итогам трансформации успешные отраслевые компании станут по-настоящему цифровыми предприятиями, в основе деятельности которых будут лежать физические продукты, дополненные цифровыми интерфейсами и инновационными услугами на основе баз данных. Эти цифровые предприятия будут сотрудничать с клиентами и поставщиками в рамках отраслевых цифровых экосистем.
Более 80 % компаний предполагают, что в ближайшие пять лет аналитика данных будет оказывать существенное влияние на процессы принятия решений.
Еспер Ведсо, партнер PwC в Дании и ответственный за цифровизацию промышленных продуктов, делится своим мнением: «Профессиональная подготовка данных позволяет получить ценную информацию об использовании продукции и делает возможным налаживание долгосрочных отношений с клиентом. При помощи аналитики данных компании могут продолжать разрабатывать продукты и предлагать услуги в точном соответствии с потребностями клиентов».
В компаниях — участниках исследования считают, что проблемы при внедрении проекта «Индустрия 4.0» связаны не столько с приобретением необходимых технологий, сколько с отсутствием внутренней цифровой культуры, концепции развития, обучения, а также с дефицитом специалистов. Так, почти 40 % опрошенных компаний опираются на аналитические навыки и опыт отдельных сотрудников, но не имеют специальных департаментов аналитики данных. «Компаниям имеет смысл наращивать собственную экспертную базу в области аналитики данных и цифровизации. Одного привлечения отдельных специалистов к сбору и оценке данных недостаточно для успешного внедрения стратегий проекта „Индустрия 4.0“», — считает Райнхард Гайссбауэр. По его мнению, «чтобы на основе данных можно было принимать решения, компаниям нужны базы данных, алгоритмы и выполнимые рекомендации, подготовленные профессионалами».
Исследование показало, что обязательным условием успешной цифровизации является безопасность данных. «Цифровые экосистемы могут функционировать только в том случае, если все участники будут уверены в том, что их данные не попадут в чужие руки. Для этого необходимы большие усилия со стороны компаний, существенные инвестиции в безопасность систем, а также четкие стандарты защиты данных», — говорит Райнхард Гайссбауэр.
Цифровизация оказывает воздействие на цепочку создания стоимости и в горизонтальном, и в вертикальном направлении. Это означает, что, с одной стороны, компаниям необходима более глубокая интеграция процессов и цифровизация потоков данных по всей вертикали: от разработки продуктов и закупок до производства и транспортной логистики. С другой стороны, нужно налаживать взаимодействие и в горизонтальной плоскости, т. е. с ключевыми поставщиками, клиентами и другими партнерами в цепочке создания стоимости, например при помощи инструментов отслеживания и контроля производственных маршрутов продукции. Для компаний это подразумевает создание комплексных цифровых решений.
Компании во всем мире продвигают концепцию «Индустрия 4.0», однако исследование показало, что в разных странах ставятся различные акценты: японские и немецкие корпорации используют цифровизацию прежде всего для повышения своей эффективности и качества продукции. В США наметилась тенденция к разработке новых бизнес-моделей на базе цифровых предложений и услуг и к предоставлению этих продуктов и услуг в цифровом формате в кратчайшие сроки. Китайские производители сосредоточены на том, чтобы опередить своих зарубежных конкурентов за счет сокращения затрат.
«Наше исследование показало, что через пять лет во всех регионах будет наблюдаться сопоставимый уровень цифровой интеграции, при этом ряд стран, такие как Япония, Германия или США, займут передовые позиции. Вместо регионального деления мы ожидаем, что „Индустрия 4.0“ теснее свяжет компании и страны и будет таким образом способствовать глобализации», — говорит Еспер Ведсо.