В течении двух дней (6 и 7 апреля) в «Новосибирском Экспоцентре» ИТ-специалисты крупных корпораций и представители компаний-разработчикови делились собственным опытом внедрения систем управления знаниями в ИТ-структуру компаний и обсуждали актуальные вопросы, связанные со сбором, анализом и использованием знаний на практике. Происходило это в рамках секции «Управление знаниями в теории и на практике» VIII форума Сибирской индустрии информационных систем
В первый день форума со своими докладами выступили руководитель направления по управлению знаниями компании «Газпромнефть» Павел Безяев, начальник отдела «Система управления знаниями» АО «Наука и инновации» компании «Росатом» Владимир Лещенко, Анна Жидовец, Вице-президент департамента сопровождения программных продуктов компании «Plesk» Роман Басалыко и программный директор «Consortium for Service Innovation» Мелисса Джордж.
Директор компании «Инвейдерс» Виктор Брызгалов открыл секцию презентацией о методологии управления знаниями. Он также познакомил участников с планом работы на форуме и отметил комплексный подход к обсуждению этого вопроса.
Первым свой доклад в секции «Управления знаниями» представил Павел Безяев, руководитель направления по управлению знаниями компании «Газпромнефть» (Санкт-Петербург). Запросы об управлении знаниями поступают из двух ключевых секций компании: разведка и добыча нефти, а также ее переработка и сбыт. Во время работы возникают различные проблемы, такие, как потребность в усилении взаимодействия, проблема поиска актуальной информации и экспертов. Для их решения создана кросс-функциональная группа из активных и заинтересованных участников.
Система управления знаниями — комплексный подход, а не ИТ-платформа. «Наша основная платформа для сбора идей — это „Фабрика идей“. А в декабре 2015 года начал работу „Портал знаний“. Как это выглядит? В строке поиска можно набрать ключевое слово или ваш запрос. В профессиональном сообществе вы можете задать вопрос по интересующей теме эксперту, поделиться опытом», — объясняет Павел. В портале содержится важная информация о тренингах, курсах и вебинарах. Все это ведет к объединению усилий с коллегами для решения вашей проблемы и стремлению к развитию.
Далее свой доклад представил начальник отдела «Система управления знаниями» АО «Наука и инновации» компании «Росатом» Владимир Лещенко. «Мы внедряем знания, по сути, из двух основных источников: наши ученые и бумажные архивы. Специально для архивов нами созданы мобильные центры оцифровки», — поясняет Владимир.
В компании сформирована система по сохранению критически важных знаний. Ее задача — сохранить навыки тех людей, которые по тем или иным причинам уходят из компании. Для этого создается перечень знаний и специальные мультимедийные модули.
«Мы проводим лекции для студентов наших вузов, интервью в СМИ, приглашаем людей участвовать в международных конференциях, — говорит Владимир. — И синергия этих вещей дает положительный результат».
Следующим важным инструментом становится соцсеть. Она дает возможность взаимодействовать экспертам из разных концов страны в одном месте и формировать общие решения.
Анна Жадовец, инженер ООО «Предприятия „Eltex“», рассказала, что ключевым фактором в успешности продукта или услуги является своевременный ответ на вопросы клиентов. От этого зависит, будет ли человек продолжать сотрудничество.
«Мы имеем приличный арсенал статей. Система интегрируется с сайтом нашего предприятия. Время для ответа на вопросы значительно сокращается за счет готовых решений, хранящихся в базе. Любой инженер может найти заранее готовый, на сто процентов точный ответ», — сообщает Анна Жадовец.
Преимуществами методологии являются донесение сложной информации простым языком любому пользователю и снижение времени обучения новых сотрудников. С первых дней он может работать с техподдержкой, узнать, как функционирует оборудование, найти решение проблем по статьям.
Вице-президент департамента сопровождения программных продуктов компании «Plesk» Роман Басалыко говорит о том, что для внедрения методологий требуются обширные знания, например, операционных систем. «Сложно найти человека и обучить его. „Взращивание“ сотрудника, чтобы он вышел на производительность в самостоятельное плавание, занимает примерно полгода. Кроме того, нам необходимо, чтобы человек владел английским. Мы вкладываем в сотрудника инвестиции и потерять его не хочется», — объясняет Роман.
По мнению спикера, требуется система, поддерживающая знания динамично и в актуальном состоянии. Раньше они хранились в виде документов на веб-страницах. Сотрудники анализировали, изучали запросы того, что нужно людям, затем писали статьи, которые к тому времени становились неактуальными.
«Проблема заключается в том, что в России крайне мало учебных центров, в которых можно получить необходимую информацию. Нужны немалые деньги, чтобы приехали профессионалы в данной сфере и обучили методологии. Однако сложно доказать необходимость этих вложений», — говорит Роман.
Второй день форума СИИС в этой секции начался с доклада Николая Дикого из компании «Аланис Софтвер». Темой обсуждения стала сегментация документов как инструмент поиска смысловых единиц на примере распознавания периодики, в том числе digital-born документах. Фирма «Аланис Софтвер» занимается разработкой программ обеспечения в области оцифровки документов и сканирования изображения с целью создания газет и журналов.
«В настоящее время в мире широко проводится массовая оцифровка. В России же иная ситуация. Например, если с оцифровкой книг наблюдается положительная динамика, то с оцифровкой журналов дела обстоят несколько иначе», — отмечает Николай Дикой.
В мире существует три системы переведения газет в цифровой формат: CCS, IAIS и X-Cago. Однако продукты, которые они предлагают, имеют свои недостатки: дороговизна, высокая доля ручного труда по коррекции и сборке распознанных данных, и они не адаптированы для российского рынка.
Алгоритмы компании также нашли применение в digital-born. Текст в нем должен быть сразу структурирован, и дополнительный анализ не требуется. Однако это идеальный вариант, который встречается очень редко, поскольку создатель страницы статей зачастую не конвертирует изображения в формат pdf, что усложняет работу. Конечным результатом этой технологии является качественное оцифрованное изображение.
Итогами работы компании стали миллионы обработанных страниц для клиентов в Германии, широкий диапазон хранения файлов, возможность использования решения в социально ориентированных проектах (студенты, школьники, домашняя занятность).
Следующим спикером стала Елена Здюмаева из «Газпром Информ» с докладом на тему: «Опыт использования SAP Productivity Pak by ANCILE при обучении пользователей на этапе внедрения ИУС ООО „Газпром Информ“».
В связи с расширением компании и территории ее расположения, создание базы знаний — это основная задача на текущий год. Сейчас «Газпром Информ» лишь в начале пути и занимается лишь проектированием своего проекта, но уже точно известно, что база данных будет состоять из нескольких систем. «Так как мы сервисная компания, мы стараемся учитывать мнение пользователей и сделать так, чтобы количество обращений в нашу компанию свелось к минимуму», — отмечает Елена.
По ИУС ПП уже разработано 625 учебных материалов, рассчитанных на 3 месяца обучения. Уже было обучено 1860 человек, было пройдено 65429 обучающих роликов. Обучение включает в себя ролик, обучающую симуляцию и самотестирование.
«После тестирования мы уже можем понять, готов ли сотрудник работать в том или ином проекте, или ему нужно пройти дополнительное обучение. Однако на сегодняшний день около 75% обучившихся успешно прошли тестирование», — рассказала Елена.
Несмотря на то, что «Газпром Информ» делают первые шаги, на данный момент в SPP зарегистрировано более 30000 пользователей и создано более 5000 роликов, что говорит о том, что в скором будущем проект превратится в серьезную систему подготовки кадров посредством SAP SPP.
Следующим свой доклад представил доктор технических наук, профессор кафедры оптимизации систем управления Томского политехнического университета Анатолий Федорович Тузовский. Он рассказал о построении систем управления знаниями на основе технологий Semantic Web. «Знания — один из важнейших активов компаний, а система управления знаниями — это информационно-программная система, которая целенаправленно поддерживает процессы преобразования всех видов знаний компании. СУЗ — необходимый, но недостаточный элемент эффективного управления знаниями организации», — подчеркнул Анатолий Федорович.
Среди факторов успешного управления знаниями Тузовский выделяет корпоративную культуру, организационные мероприятия, структуры и процессы, мотивацию, поддержку руководства. Детальное внимание он уделил технологии Semantic Web — концепции создания WWW следующего поколения (WWW 3.0). Это сеть взаимосвязанных данных, с которыми может работать программа. Программы могут непосредственно извлекать из SW факты и делать из них логические заключения. SW работает параллельно с обычной WWW и на её основе.
Иностранным спикером секции стал Эрик Цсю из Гонг-Конгского политехнического университета. Тема его доклада: «Перестройка привычек работы с облаком». Одним из самых популярных способов использования облака является хранение данных, использование почты и веб-конференции. Профессор верит, что облако может быть разумным и может использоваться как искусственный интеллект. Облако в том числе используют для крауд-сорсинга. Оно представляет собой гигантский пучок связи документов, данных, людей, компов и так далее.
Профессор видит облако не как хранилище ресурсов, а как центр для загрузки знаний, совмещающий динамичное развитие и постоянное совершенствование. Можно находить людей со схожими интересами, извлекая из облака разумное содержимое.
В заключении секции выступил Евгений Павловский из компании «Экспасофт». Евгений поднял вопрос больших данных в системах управления знаниями. Основным тезисом его выступления стал слоган: «Кто владеет данными-тот владеет миром».