Новое исследование The Digital Finance Imperative от Chartered Global Management Accountant (CGMA), проведенное по заказу корпорации Oracle, показало, что главным финансовым директорам (CFO) из региона EMEA следует переосмыслить существующую практику оценки экономического благосостояния своих корпораций в эпоху цифровых технологий. Согласно данным исследования, несмотря на то, что бОльшая часть корпоративных ценностей происходит из нематериальных активов, таких как поведение потребителя и торговая марка, лишь немногие из опрошенных финансовых специалистов — всего 16% в случае выбора респондентами поведения потребителя в качестве ценного нематериального актива — заявили, что у них есть возможность обращаться к достоверным данным для оценки и вести мониторинг этих критически важных элементов их бизнеса.
В отчете по исследованию утверждается, что необходимость оценки преимуществ для бизнеса от таких нематериальных активов с помощью инновационных ключевых показателей эффективности (KPI) будет только увеличиваться по мере распространения бизнес-моделей, активно использующих цифровые технологии. Важность нематериальных активов существенно выросла за последние несколько лет, и сегодня на их долю приходится 80% от общей акционерной стоимости компаний, формирующих Индекс S&P 500. Респонденты, опрошенные в рамках исследования по региону EMEA, считают, что основными факторами повышения эффективности и акционерной стоимости для их компаний, являются поведение потребителей (отметили 75% респондентов), качество бизнес-процессов (62%) и взаимоотношения с клиентами (62%).
Тем не менее, исследование показало, что финансовые специалисты в регионе EMEA испытывают определенные трудности с доступом и анализом данных, связанных с нематериальными активами. Так, например, лишь 16% респондентов заявили, что они могут собирать и анализировать данные о поведении потребителя; лишь у 16% респондентов, по их словам, есть доступ к данным о влиянии их бренда на их бизнес; и только 29% респондентов подтвердили свою возможность оценивать качество бизнес-процессов компании[3]. «Финансовый департамент вполне может взять на себя роль рулевого в современном бизнесе, но для этого ему нужен доступ ко всем необходимым данным в масштабе организации с использованием современных облачных ERP-систем и систем управления эффективностью предприятия, — подчеркнул Лоран Дешо (Laurent Dechaux), вице-президент Oracle по направлению ERP-приложений в Западной Европе. — Без этой возможности есть риск того, что бизнес-подразделения, искушенные в цифровых технологиях, будут игнорировать финансовую службу, генерируя собственную стратегически важную информацию для непосредственного применения в управлении предприятием».
На вопрос о том, в какой степени финансовая служба была преобразована для поддержки новых факторов повышения эффективности бизнеса, лишь 10% респондентов ответили, что финансовый департамент в их компании полностью вовлечен в процесс, связанный с «предоставлением нефинансовых показателей оценки достигнутого роста по отношению к стратегическим намерениям».
Доктор Ноэль Таго (Noel Tagoe), директор образовательных программ института CIMA, действительный член Сертифицированного института специалистов по управленческому учету (FCMA) и сертифицированный международный специалист по управленческому учету (CGMA), так прокомментировал выводы исследования: «Поскольку переход на цифровые технологии все более затрудняет компаниям рыночную дифференциацию и достижение бизнес-преимуществ, качество принятия решений становится необходимым условием успеха, и финансовый департамент может играть ведущую роль в обеспечении этого качества. Финансисты обладают комплексным видением экономического состояния в масштабе предприятия и всем необходимым для работы с разными сторонами влияния в компании, что позволяет им гарантировать, что бизнес-подразделения собирают, анализируют и используют данные для повышения общей эффективности предприятия».
Выводы исследования основаны на информации, полученной от 367 руководителей компаний из 29 стран региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка).