Гражданский аэропорт «Махачкала» представляет собой авиатранспортный узел, ежедневно осуществляющий обслуживание, прием и отправку более 10 воздушных судов по внутренним и международным маршрутам Российской Федерации. Годовой пассажирооборот аэропорта уже давно превысил отметку в 500 тысяч человек и продолжает непрерывно увеличиваться.
В июне 2014 года аэропорт перешел под управление инвестиционной группы «Нафта». Новой командой был принят план реконструкции аэропорта, включающий реинжиниринг системы управления аэропортовой деятельностью.
Для корректного управления тарифами руководству аэропорта необходимо оперативно получать информацию об объеме оказанных авиакомпаниям услуг, а также о структуре себестоимости каждого вида услуг, включая обеспечение взлета и посадки самолета, авиационной безопасности, стоянки, заправку, ремонтные работы, уборку борта, поставку продуктов питания на борт, перевозку багажа, уборку аэродрома, обслуживание пассажиров в залах и др.
Кроме того, аэропортовая деятельность строго регламентирована требованиями Министерства транспорта РФ, Росавиации и других органов, осуществляющих надзор. Аэропорт обязан регулярно предоставлять в контролирующие органы отчетность по услугам. Ранее объем оказанных аэропортом услуг рассчитывался вручную, детальной информацией по услугам зачастую владели только экономисты. Было сложно управлять тарифами услуг, планировать закупки материалов и комплектующих, контролировать затраты предприятия и взаиморасчеты с поставщиками и авиакомпаниями. На формирование специализированной отраслевой отчетности уходило много времени.
Руководство аэропорта приняло решение о создании новой информационной системы. В качестве партнера по внедрению была приглашена компания «ГЭНДАЛЬФ», имеющая успешный опыт автоматизации аэропортов группы компаний «Базэл Аэро» на основе программных продуктов системы «1С: Предприятие 8». Для решения поставленных задач были выбраны программные продукты: «1С: Управление производственным предприятием», «1С: Документооборот 8» и «1С: Управление автотранспортом 8». Для оперативного учета оказания услуг было решено разработать специализированное решение на платформе «1С: Предприятие 8».
Новая информационная система охватила 100 рабочих мест в службах производственно-диспетчерского сопровождения полетов, производственно-диспетчерского обслуживания, технического и наземного обслуживания, службах организации перевозок, грузового терминала, а также VIP-залов и медпункта.
Арсен Пирмагомедов, генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» отмечает: «Реализованный проект уникален в части контроля производственных процессов оказания услуг предприятия. Система, созданная на основе решений „1С: Управление производственным предприятием“, „1С: Управление автотранспортом 8“ и „1С: Документооборот 8“, дает возможность оперативного сбора, хранения и анализа производственных и финансовых данных, повышает исполнительскую дисциплину сотрудников и обеспечивает построение прозрачной для руководства компании структуры и процессов деятельности. Благодаря стандартизации и унификации бизнес-процессов повышается скорость принятия решений руководителями».
Юлия Щербина, финансовый директор АО «Аэропорт Махачкала»: «Результат, который мы получили — это снижение затрат, сроков подготовки бухгалтерской, управленческой, отраслевой отчетности. Мы стандартизировали нормативно-справочную информацию, методологию учета, сократили ручной труд и повысили достоверность данных для принятия решений».