ВТБ24 — один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. История банка насчитывает почти 10 лет, в течение которых банк постоянно развивался и совершенствовался. Сегодня перед банком стоят новые задачи: предстоит перейти от продуктовой модели бизнеса к клиентоориентированной, развивая долгосрочные взаимовыгодные отношения со своими клиентами и максимально используя свои конкурентные преимущества. Серьезность и сложность поставленных целей накладывается на непростую экономическую ситуацию и активную деятельность конкурентов, среди которых — крупные государственные и иностранные банки.
Изначально аналитические процессы в банке были недостаточно унифицированы и зачастую развивались параллельно в разных подразделениях. Как следствие, в ВТБ24 появились и работали сразу несколько разрозненных аналитических систем. Например, одна из них использовалась для формирования отчетности финансового департамента, другая — департамента анализа рисков. Если раньше это считалось допустимым, то со временем было признано неоптимальным. Поэтому было принято решение объединить все аналитические системы в одну, устранив противоречия в данных и обеспечить полный цикл подготовки отчетности и принятия аналитических решений во всех подразделениях.
Проект по созданию КХД начался в 2010 году, в качестве платформы были выбраны решения Teradata. На первом этапе внедрили аналитический CRM, с помощью которого выстроили и автоматизировали процессы, связанные с клиентской аналитикой и управлением маркетинговыми кампаниями. Решение заработало в промышленном режиме уже через 9 месяцев, быстро показало свою эффективность и за 2 года работы окупило инвестиции за счет целевого маркетинга. Объединив клиентские данные, банк сделал первый шаг к консолидации разрозненных хранилищ данных. И в начале 2012 года стартовала вторая, более трудоемкая часть проекта — по реализации аналитической и управленческой отчетности для всех подразделений.
«Практика показала правильность и эффективность выбранного подхода, — говорит начальник управления подготовки отчетности Департамента ИТ ВТБ24, Дмитрий Первухин. — Мы сумели избежать противоречий при обеспечении интересов разных структурных подразделений и существенно сократили сроки выполнения проекта».
В таком сложном и ресурсоемком проекте требуется понимание его целей и задач со стороны первых лиц банка. На протяжении всего срока реализации проекта его спонсором выступал президент — председатель правления ВТБ24, Михаил Задорнов. Стратегические цели утверждал комитет по развитию продуктов и технологий, в который входят члены правления банка.
Для осуществления регулярного управления был создан управляющий комитет проекта, в который вошли директора и заместители директоров департаментов. Руководителем проекта большую часть его реализации был заместитель директора Финансового департамента, Сергей Анохин, который также руководил рабочей командой (методологическим комитетом). Здесь определялись приоритеты задач и их реализации. Здесь же осуществлялось непосредственное управление проектом.
Наконец, для практической работы по различным направлениям проекта были созданы рабочие группы, которые отвечали за развитие слоя детальных данных, слоя аналитических витрин, системы контроля качества данных, CRM, отчетности и других направлений. «Нам удалось построить команду управления проектом, от первого лица и до исполнителей, в которой четко была прописана процедура эскалации, выработки проектных решений, которая была закреплена в паспорте проекта», — считает начальник Управления бизнес-аналитики и поддержки развития хранилища данных ВТБ24, Олег Амурский.
Задачи, с которыми столкнулся банк при реализации этой фазы проекта, были вполне объяснимы, но не имели простого решения. Хранилища данных, которые предстояло объединить, находились в ведении разных департаментов, решали разные задачи и отличались друг от друга на уровне методологии. В ВТБ24 осознали необходимость создания структуры, которая смогла бы обеспечить унификацию бизнес-требований, сбалансировать и приоритезировать интересы различных подразделений. Для этого в банке сформировали структуру управления проектом, в которую вошли представители всех ключевых бизнес-подразделений и ИТ.
Гибкая команда проекта позволила успешно отработать и неожиданную вводную. «Когда в состав ВТБ вошел Транскредитбанк, возникла задача реализовать комплекс доработок для поддержки присоединения банка в части задач CRM и управленческой отчетности, — говорит Дмитрий Первухин. — В иной ситуации это вызвало бы множество организационных вопросов. Нам же удалось внести изменения в проект практически безболезненно».
КХД стала центральным звеном всей новой ИТ-инфраструктуры ВТБ24. Оно в условиях сложного и постоянно меняющегося бизнес-ландшафта обеспечивает стабильность представления данных из разных источников, их унификацию, нормализацию с точки зрения нормативно-справочной информации и использование этих данных для ведения операционного бизнеса.
«Задачей проекта было обеспечение „единой правды“, единого источника данных для всех управленческих отчетов банка, — рассказывает Олег Амурский. — Благодаря тому, что в проекте изначально была выдержана общая методология, теперь все аналитические, регламентные и прочие отчеты реализуются на базе единого и непротиворечивого источника — КХД».
Сегодня КХД обеспечивает всех заинтересованных пользователей необходимой отчетностью через информационный портал или через персональные подписки. К данным КХД можно обратиться через средства MS Office, внедрены и специальные аналитические приложения.
Основа КХД — комплекс систем хранения Teradata Active EDW. Они получают и осуществляют первичную обработку данных, поступающих из систем ВТБ24 и бывшего ТКБ. Здесь осуществляется распределение данных по уровням хранения и представления на информационных витринах.
В банке намечены планы по дальнейшему развитию КХД. «Сегодня мы обсуждаем расширение сферы использования аналитических приложений за счет мобильных устройств, — говорит вице-президент, заместитель директора Финансового департамента, Александр Мямлин. — Предстоит внедрить и приложение по построению показателей KPI для руководителей всех уровней».
Запланировано решение многих новых аналитических и управленческих задач. КХД должно обеспечить поддержку нового ИТ-ландшафта и автоматизацию банковских бизнес-процессов. Отдельное важное направление — обеспечение региональных пользователей всей необходимой отчетностью, для чего будет расширена текущая и разработана новая функциональность.