На Западе 15–20% всех страховых выплат получают мошенники. Ущерб от их деятельности увеличивает стоимость полиса не менее чем на 5–10%. Эта проблема актуальна и для российских страховщиков. Для защиты бизнеса и своих клиентов СГ УРАЛСИБ внедряет SAS Fraud Framework for Insurance, комплексное аналитическое решение для противодействия мошенничеству. На российском страховом рынке подобный проект реализуется впервые, он стал возможен благодаря опыту проектных команд «Ай-Теко» и SAS Россия/СНГ.
По оценкам экспертов, в 2012-2014 гг. объем мошенничества в России вырос в два раза, дойдя до 30% выплат в популярных видах страхования: ОСАГО, КАСКО, кредитного страхования и страхования недвижимости. По объему ущерба лидируют «профессиональные» мошенники, которые заранее планируют страховой случай, а по количеству заявлений — «спонтанные», незначительно подтасовывающие факты происшествия. При этом 44% респондентов Национального агентства финансовых исследований не считают преступлением фальсификацию страховых случаев.
«Спонтанные» мошенники думают, что они обманывают компанию, а на самом деле обманывают себя. Волна мошенничества вынуждает страховщиков увеличивать бюджет на аналитику и деятельность службы безопасности. Это отражается на честных клиентах: растет время рассмотрения заявок на полис, урегулирования, корректируются тарифы, — комментирует заместитель генерального директора СГ УРАЛСИБ Иван Шорников. — Мы ценим ответственных клиентов, поэтому приняли решение инвестировать в развертывание комплексной аналитической системы, чтобы им не пришлось переплачивать из-за мошенников«.
Современные технологии для предотвращения мошенничества необходимы: по оценке экспертного центра SAS, без специализированных решений компании фиксируют не более 25% случаев мошенничества. «В автостраховании мы будем использовать SAS Fraud Framework for Insurance. SAS Россия/СНГпредставила лучшее решение: набор аналитических инструментов, а также экспертиза вендора и подрядчика полностью соответствуют нашим запросам», — добавляет Иван Шорников.
SAS Fraud Framework выявляет признаки мошенничества при заключении договора и урегулировании страховых случаев. Для этого используется гибридный подход, сочетающий экспертные правила, статистические методы, мониторинг и детектор аномалий, прогнозное моделирование, анализ неструктурированных данных и социальных связей клиента. Разбирая конкретный случай, сотрудники СГ УРАЛСИБ получат сведения о клиенте в едином интерфейсе: круг общения, история его автомобиля, обстоятельства ДТП. Система предусматривает возможность обработки исторических данных за последние три года. Комплексный подход к анализу обеспечит точность оценки запросов и сведет к минимуму вероятность ложной тревоги.
В январе 2015-го подошла к финишу первая стадия проекта по развертыванию SAS Fraud Framework for Insurance, запущены процессы адаптации решения к специфике работы СГ УРАЛСИБ, построения аналитических моделей, подключения к системе источников данных. Завершение внедрения запланировано на I квартал 2015 года.