Активность энергетиков, являющихся первооткрывателями электронных закупок в России, в 2014 году продолжила расти. По состоянию на 11 декабря количество размещенных процедур на электронных торговых площадках превысило 160 тысяч. При этом 44% всех электронных закупок в этом сегменте в 2014 году проходили на кэптивных площадках (собственных корпоративных торговых площадках или досках объявлений на сайтах компаний). Остальные — на независимых площадках. Первое место среди них в данном сегменте занял B2B-Center, на котором прошло 21% закупок энергетиков.
Как и в прошлом году, большая часть закупок со стороны электроэнергетических предприятий регулировалась государством. В соответствии с Федеральным законом № 223-Ф3 в 2014 году прошло 58% таких процедур, в 2013 году — 60%. Доля коммерческих закупок увеличилась на 2% (42% — в 2014 году, 40% — в 2013 году).
В 2014 году более половины процедур (53%) проводилось в форме запросов цен и предложений. На конкурсы приходилось не более 5%, а на аукционы — не более 1%.
По данным B2B-Center, в отраслевой структуре продукции закупок российских энергетиков на ЭТП доминировали строительные товары и услуги. По сравнению с 2013 годом их доля выросла с 46% до 50% в 2014 году. Главная причина: в отечественной энергетике реализуются масштабные проекты по модернизации и реконструкции производственных мощностей и распределительных сетей. Например, самыми крупными на B2B-Center в 2014 году стали торги по новому строительству ТЭЦ в г. Советская Гавань Хабаровского края — цена победителя превысила 13 млрд. руб.
Эксперты B2B-Center также отмечают сохранение доли закупаемых товаров в секторах машиностроения и металлургической отрасли — 11% и 4% соответственно. В то же время доля товаров в сегменте закупок электрооборудования и электроники сократилась с 17% в 2013 году до 13% в текущем. При этом номенклатура закупаемых на ЭТП товаров и услуг постоянно расширяется. Например, за последние годы крупнейшие энергетические компания стали активно закупать энергоносители (в первую очередь — уголь, дизельное топливо), а также использовать электронные площадки для выбора кредитных и страховых организаций. Например, объем закупок страховых услуг в 2014г. вырос в 2,5 раза и составил около 4 млрд руб.
Одна из крупнейших российских энергетических компаний — «РАО ЭС Востока» — проводит на электронной торговой площадке B2B-Center закупки различных материалов и оборудования, а также подрядных работ и услуг, необходимые для выполнения производственных программ холдинга. При этом номенклатура закупаемых на ЭТП товаров и услуг постоянно расширяется.
По словам начальника отдела планирования и проведения закупок «РАО ЭС Востока» Виталия Понуровского за 2013 год компании, входящие в холдинг, осуществили на площадке B2B-Center закупочные процедуры на общую сумму 47,468 млрд рублей с НДС, что составило 63,3% от общего объема конкурентных процедур холдинга в прошлом году. В 2014 году, на текущую дату, посредством ЭТП проведены процедуры на общую сумму 51,353 млрд рублей с НДС, что составило 70,9% от общего объема конкурентных процедур. «Абсолютное большинство российских производителей продукции, которая потребляется компаниями энергетического сектора, представлено на ЭТП, что позволяет осуществлять закупки, соблюдая необходимые показатели цены и качества», — говорит Понуровский.
Использование ЭТП позволяет энергетикам решать сразу несколько важных задач. Проведение закупок в электронной форме способствует повышению уровня прозрачности и контроля закупочной деятельности. ЭТП позволяют привлекать большое количество участников процедур и добиваться в условиях высокой конкуренции максимального экономического эффекта. При этом функционал B2B-Center обеспечивает выполнение всех требований закона 223-ФЗ с наименьшими трудозатратами со стороны заказчика, а обработка документов через современный, интуитивно-понятный интерфейс приводит к уменьшение бумажного документооборота в компании.