Появление новых банковских предложений и совершенствование существующих предполагают постоянное внесение изменений в информационные системы и обеспечение их автоматизации, что, в свою очередь, должно сопровождаться эффективным тестированием. Практиковавшееся ранее в Связь-Банке ручное тестирование занимало много времени, требовало значительных кадровых ресурсов и влекло неизбежные «человеческие» ошибки. При выборе системы автоматизации тестирования специалисты банка провели мониторинг предложений ведущих компаний в этой области и остановили выбор на Quality Center от HP — масштабном программном комплексе для управления качеством приложений, объединяющем различные по назначению модули.
«Изюминкой проекта стало то, что внедренная система тестирования не просто оценивает поведение внешних интерфейсов тестируемого приложения, но и анализирует состояние полей баз данных в основной АБС банка, являющейся источником данных для различных приложений, — комментирует Владислав Быков, директор Департамента информационных технологий Связь-Банка. — Команда проекта проделала большую работу по созданию надстройки над клиентским приложением АБС, в качестве которой в Связь-Банке используется решение российской компании „Центр финансовых технологий“ (ЦФТ). В результате система тестирования не только проверяет правильность работы нового продукта, но и предохраняет от „наведенных“ ошибок, которые могут возникать в уже существующих решениях из-за сбоев в основной АБС в связи с появлением новой системы».
Партнером HP и Связь-Банка в реализации проекта стала компания «Сервис Бизнес Системы», специализирующаяся на разработке банковского ПО. В ходе внедрения был спроектирован и разработан универсальный механизм («тестовый репозиторий»), который включает в себя модуль создания тестовых сценариев на языке основных сущностей тестируемых систем, модуль создания критериев проверки корректности выполнения тестов, а также модуль логирования исполнения тестов мониторинга и анализа возникающих ошибок. Параллельно шла доработка продукта HP QTP с целью создания устойчивого механизма взаимодействия с тестируемым ПО и интеграции с «тестовым репозиторием» на базе XML.
Внедрение HP Quality Center позволило в несколько раз сократить трудозатраты и сроки тестирования новых продуктов и обновлений, обеспечило создание устойчивых тестовых сценариев, описывающих ежедневные типовые банковские бизнес-процессы, и очень быстрое тиражирование необходимых тестов. Помимо ускорения тестирования и, как следствие, оперативного вывода банковских розничных продуктов на рынок, повысилось и их качество: если раньше количество обращений, поступающих во внутреннюю службу поддержки банка в первые дни после выпуска нового продукта, росло экспоненциально, то сейчас ситуация меняется, и стрессовые ситуации остались в прошлом.