«Челябэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии на Южном Урале. Его клиентами являются свыше 1,293 млн физлиц и 39 тыс юрлиц. Перед компанией стоит множество задач, среди которых — соответствие частым изменениям законодательства в отрасли, улучшение учета энергопотребления, повышение точности и оперативности расчетов с клиентами, оптимизация собственной деятельности. Для их решения «Челябэнергосбыт» последовательно проводил политику внедрения современных информационных систем в качестве основы для управления бизнесом и организации ключевых процессов.
«В нашей деятельности мы используем мощные программные приложения и адекватную по масштабируемости и отказоустойчивости инфраструктуру. В результате мы получили ИТ-поддержку, соответствующую лучшим мировым стандартам, что, прежде всего, означает бесперебойное функционирование внутренних систем и процессов компании, а значит, надежность поставок электричества, точность и своевременность выставления счетов для потребителей на Урале», — говорит генеральный директор «Челябэнергосбыт» Павел Киселев.
Основу корпоративной системы управления компании составляет комплекс приложений Oracle E-Business Suite (включая модули Oracle HCM для управления персоналом), дополненный системой для финансового планирования и бюджетирования Oracle Hyperion Planning. Поддержку производственной деятельности по продаже электроэнергии обеспечивает специализированные приложения — система управления энергоданными Oracle Utilities Meter Data Management и система биллинга Oracle Utilities Customer Care & Billing.
Использование решения для управления энергоданными было обусловлено требованиями по обеспечению корректности расчетов с потребителями в условиях постоянно возрастающих объемов информации об энергопотреблении. Так, в компанию поступают данные в разные интервалы времени из большого количества источников: от систем учета, сетевых организаций, контролеров, данных квитанции, SMS-сервисов и из личных кабинетов потребителей. Например, в систему ежедневно попадают показания с 130 000 приборов учета АСКЭУ, в общей сложности в ней содержится около 82 млн показаний. Здесь проводится их проверка и интеграция, очистка и корректировка, осуществляются предварительные расчеты для выявления недостоверных данных.
На следующем этапе в работу вступает система абонентского учета и биллинга, в которую выгружаются уже проверенные и очищенные данные. Она обеспечивает работу с потребителями — с физическими и юридическими лицами: абонентский учет, учет оплат, расчет начислений, работу с должниками. В общей сложности в ней производится расчет и формирование квитанций по более чем 1,3 млн клиентов.
Внедрение и совместное использование промышленных систем управления энергоданными и биллинга OracleUtilities соответствует лучшим мировым подходам к организации энергосбытовой деятельности. «Челябэнергосбыт» стал первой компанией внедривший его в российской практике. В результате проведение централизованного расчета, формирование квитанций, выгрузка информации для внешних контрагентов осуществляется за 3 дня.
Значительное внимание в компании уделяют аналитическим инструментам, для этого используется инструменты Oracle BusinessIntelligence, которые позволяют получать отчеты и информацию в различных аналитических разрезах.
Для обеспечения надёжности и производительности систем в Челябинске был создан центр обработки данных. В нем установлены аппаратно-программные комплексы — Oracle Exadata Database Machine и Oracle Exalogic Elastic Cloud. В итоге для задач обработки данных и работы приложений было получено увеличение скорости работы от 2 до 11 раз в зависимости от операции. Поддерживают вычислительную мощь и обеспечивают бесперебойную работу его оборудования современные инженерные системы.