29 мая Минэкономразвития России публично подвело первые итоги внедрения в госзакупках 44-ФЗ. К текущему моменту в закон уже внесено три пакета поправок, четвертый — объемом 160 листов находится в правительстве. При этом анализ статистических данных, на которые опирается ведомство, охватывает ситуацию только до 31 марта.
Максим Чемерисов, директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, отметил, что в первом квартале 2014-го года было законтрактовано продукции на 1 трл. 62 млрд. рублей. Хотя не все эти деньги были потрачены по новым правилам (продолжали оплачиваться контракты, заключенные еще по 94-ФЗ), получились вполне сопоставимые с прежними госзакупками объемы. По словам чиновника, заказчиками были применены все новые способы 44-ФЗ. Так, за три первых месяца 2014-го года заказчики провели одиннадцать двухэтапных конкурсов. Как положительный факт, М. Чемерисов указал, что на 8% сократился объем закупок у единственного источника. По его мнению, к концу мая сокращение составит порядка 10%. Одновременно на 40% выросло количество аукционов. В целом экономия на торгах за 1 квартал составила 80 млрд. рублей.
Объясняя изменения, которые вносятся в 44-ФЗ уже в третий по счету раз, М. Чемерисов подчеркнул, как данными изменениями снимаются имевшиеся в законе «абсурдные ситуации» и «в ряде случаев абсурдные нормы». Уточнения коснулись ранее включенных в 44-ФЗ избыточных требований к банковским гарантиям и экспертизе, к закупкам у малого бизнеса, к возможностям заключения контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся аукционов и запроса котировок и других процедурных вопросов. Похоже, что введение контрактной системой все больше превращается в нескончаемые по своей природе правки «с колес» процедур размещения заказов. Вот и готовящийся новый, четвертый пакет, посвящен процедурам, теперь уже переводу их в электронную форму. Припоминается, что скандальные закупки медицинских томографов происходили при строгом соблюдении 94-ФЗ и в пределах лимитов бюджетных ассигнований.
Содержательные задачи повышения результативности и эффективности госзакупок пока не поднимаются. А ведь решение именно этих задач стало главной причиной введения контрактной системы. Может поэтому, М. Чемерисов даже обмолвился: «Мы не можем сказать, что контрактная система в Российской Федерации функционирует».
Эксперты и раньше обращали внимание, что с введением 44-ФЗ усилилась зарегулированность системы закупок, а на заказчика свалилась не ответственность, а снежная лавина отчетов и обоснований. Сергей Габестро неоднократно приводил данные Национальной ассоциации институтов закупок, согласно которым масса нормативных документов, которых надо знать каждому контрактному управляющему, превышает 10 кг.
Директор Международного института развития контрактных отношений Ольга Анчишкина обращает внимание, что «в мировой практике в основу контрактных систем положена не процедура выбора поставщика, предваряющая заключение контракта, а сам контракт, что с очевидностью вытекает из их названия. В очень ограниченном числе случаев лучшие результаты закупки, а ведь именно они требуются обществу, образовываются на этапе, предшествующем исполнению контракта. Лучший поставщик не выбирается, им всякий раз становятся. Планирование жизненного цикла контракта, выявление и предупреждение рисков, взаимодействие сторон, особенно в спорных ситуациях, имеют исключительное значение».