Холдинг UNITILE (торговые марки «Шахтинская плитка», «Gracia Ceramica» и «Маркинский кирпич») на своей основной производственной площадке ОАО «Стройфарфор» внедряет на складах штрихкодирование для реализации оборота по системе FIFO (First In — First Out «первым пришёл — первым ушёл»).
Принцип метода FIFO — запасы внедряются в производство или реализуются в том порядке, в котором они поступили на предприятие. В этом у завода есть необходимость. Например, пигменты имеют определенный срок хранения. И здесь задача — вводить в производство партии в зависимости от очередности их поступления на склад, исключая фактор «залеживания» старого товара. Также этот подход актуален для фритты (стеклогранулят — основа глазури), закупаемой холдингом у импортных и отечественных производителей. Введению фритты в производство предшествуют промышленные испытания, в случае несоблюдения принципа «первым пришёл — первым ушёл» при необходимости составления претензии к поставщикам по качеству стеклогранулята может возникнуть ситуация «и года не прошло».
Несколько лет назад на складах «Стройфарфора» введена система адресного хранения — способ размещения товаров в помещении склада, предполагающий присвоение каждому месту хранения индивидуального адреса. Очередность партий отслеживается и сейчас, но современные информационные технологии значительно экономят время и трудозатраты.
Цепочка действий: штрихкод с информацией о товаре — мобильный считывающий терминал — Wi-Fi — компьютерная сеть — терминал. Система будет взаимодействовать с Microsoft Dynamics AX (Axapta)— многофункциональной ERP-системой для управления ресурсами, уже внедренной на «Стройфарфоре». В качестве дополнительного оборудования потребуются 7 терминалов, каждый стоимостью около 30 тыс. рублей. Два из них уже поступили на завод и используются при экспериментах. Помимо реализации метода FIFO, цифровые технологии в числе прочих плюсов облегчают процесс инвентаризации, минимизируют ошибки, а также позволяют моментально отслеживать «историю жизни» товара.
«Складской ассортимент ОАО „Стройфарфор“ включает 30 тысяч номенклатур, — отмечает Богдан Фисенко, директор по снабжению холдинга UNITILE. — Поэтому использование информационных технологий — осознанная необходимость. Наличие цифровых устройств в точках первичного сбора информации уменьшает количество ручных операций, облегчает ввод информации и её дальнейшую обработку».
Функция склада: получение — хранение — выдача. Теперь на этапе получения добавляется маркировка товара. Поднеся к штрих-коду терминал, аналог которого можно увидеть на рабочих местах кассиров многих современных магазинов, работник склада сразу увидит данные о товаре. Сканер их распознает и считает, переведет в электронный вид и передаст для дальнейшей обработки компьютеру.
Сейчас на заводе идет первый этап — выбор способа нанесения информации на этикетку. Специалисты определяют, будет ли использоваться двумерный QR-код или линейный EAN 13, при экспериментах выявился ряд тонкостей. Например, двумерный код лучше считывается с серых коробок. В любом случае код будет содержать информацию — наименование товара, дата поступления, срок годности, поставщик. Этот процесс завершиться в феврале. Второй шаг — списание с терминала, третий — операции между складами.
Информационные технологии на ОАО «Стройфарфор» — сфера деятельности двух подразделений: службы технической поддержки ERP-системы Axapta и отдела информационных технологий. В планах — внедрение системы штрихкодирования именно этими структурами.
«После завершения проработки технического задания на проект отдел информационных технологий обеспечит аппаратную инфраструктуру — работу терминалов, термопринтеров, а также организацию беспроводной передачи данных в ERP-систему, — отмечает Павел Харламов, начальник отдела информационных технологий дирекции по безопасности ОАО „Стройфарфор“ — Затем уже служба поддержки ERP-системы Axapta — обработку данных при бизнес-процессах». Напомним, что QR-код (с английского quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрих-код), разработанный в Японии. Он составлен из чёрных модулей, формирующих квадратный узор. Основное достоинство QR-кода — это лёгкое распознавание сканирующим оборудованием, в том числе и фотокамерой мобильного телефона. EAN 13 (European Article Number — европейский номер товара) — европейский стандарт штрихкода. Код EAN-13 содержит только цифры и никаких букв или других символов. 13 цифр — 13 строчек, 12 цифр содержат информацию о товаре, последняя — контрольная.
Код — информация, наносимая на поверхность, маркировку или упаковку изделий, представляющая возможность считывания её техническими средствами, например, мобильным телефоном, смартфоном, планшетом или любым другим оборудованием, имеющим возможность декодирования.
В планах холдинга — внедрение такой системы и на этапах «производство — логистика». Но это нереформа ради реформы. Анализ эффективности нововведений будет проведен после первоначального внедрения при складском учете.