15-16 октября 2013 года в Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палате прошла Российская научная Конференция по промышленноcти и производству «LeanProm». Организаторами Конференции стали клуб ИТ-директоров «SPb CIO Club» и компания «Event House» при поддержке ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ».
Серебряным спонсором мероприятия выступила компания IPL Consulting — консалтинговая компания, созданная экспертами с многолетним опытом работы реформирования бизнес процессов и внедрения информационных систем в компаниях России и СНГ. Конференцию поддержали: Комитет по промышленной политике и инновациям, Комитет по информатизации и связи, Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка, Санкт-Петербургская Торгово-промышленная палата, Американская торговая палата, Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.
Органы государственной власти озабочены процессами производства и промышленности. В ежечасном порядке рассматриваются вопросы глобальной экономии ресурсов и информатизации предприятий. Страна входит в процесс модернизации, опираясь на концепцию бережливого производства. Именно поэтому такие Конференции как «LeanProm» необходимы сегодня для практики внедрения концепции, так и обмена опытом между отечественными и иностранными предприятиями.
Производство набирает обороты и выходит на рынок. Растет непросто интерес к производительности в целом, но и систематизации процессов, что активно развивается благодаря информационным технологиям. Решение данной проблемы было представлено в рамках пленарного заседания Конференции, посвященного комплексной автоматизации промышленных предприятий. Одни из серьезных практик автоматизации предприятия были представлены Кириллом Соловейчиком, Президентом ОАО «ЛЕНПОЛИГРАФМАШ» и Павлом Плавником, Председателем Совета директоров ОАО «Звезда». Каждое развивающееся предприятие требует оценки эффективности работы, рост компании невозможен без полноты информации о ее проблемах и текущем состоянии бизнес-процессов. Докладчики представили несколько интегрированных систем управления предприятием, такие как: ERP — Enterprise Resource Planning, 1С: Каскад, BI Prognoz Platform. На примере холдингов была продемонстрирована работа по систематизации работы человеческого ресурса, финансово-экономических составляющих, информационной системы.
Система управления на предприятиях также претерпевает изменения, что вызывает у «трудящихся» мятежные настроения. Об этом и не только рассказал Владимир Капустин, Директор проекта ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод». В своем выступлении Владимир прокомментировал работу ERP, усиленно внедряемую сегодня на предприятия. «Современное высокоэффективное предприятие немыслимо без современной ИТ-системы на основе ERP, в свою очередь требования к ERP — это поддержка IRIS и реализация LEAN концепции, как инструмента управления и фиксации процессов». Владимир обозначил 10 трудностей реализации проекта, основные из которых:
• Постоянные изменения процессов и параллельное освоение производства — Мы вынуждены были адаптировать и менять процессы по мере развития завода;
• У работников нет знания и понимания западных подходов к управлению — Вложение в обучение пользователей консультантами и их совместную работу в ERP;
• Ввод информации с большой задержкой во времени — специальная отчетность на оперативном совещании, жесткая позиция директоров (напр. ввод поступлений задним числом сократился с 4 — 6% до 0,1%);
• Сложность с набором в Тихвин опытного персонала ИТ — Набор амбициозной молодежи, вложение в обучение консультантами.
Процесс перехода предприятия на новый информационный пласт претерпевает затруднения, но тем не менее выходит на уровень эффективного производства. Учет всей информации только способствует работе компаний, к сожалению не безболезненно. Евгения Румянцева, Менеджер по работе с ключевыми клиентами Kimberly Clark, обозначила европейский взгляд на бережливость. Lean-management здесь направлен на человеческий фактор. Евгения подчеркивает, что именно повышение производительных рабочих мест, будет эффективным для компании. «Основная идея LEAN — максимальное увеличение потребительской ценности при минимальных потерях» — настаивает Евгения. Именно непрерывное совершенствование необходимо компаниям, что и обеспечивает программа «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА» от KIMBERLY-CLARK PROFESSIONAL.
Если первая часть Конференции была отдана преимущественно крупным отечественным предприятиям, то во второй части были представлены практики иностранных предприятий: Nissan, General Motors Auto, Филип Моррис.
Дмитрий Михайлов, Генеральный директор завода Nissan в Санкт-Петербурге, рассказал о концепции Nissan в рамках бережливого производства. Как и выше было заявлено, иностранные компании особую роль отдают человеку, потребителю, именно о синхронизации производства с потребностями клиента попытался рассказать Дмитрий.
Концепция Douki Seisan , такое определение выдвинуто было спикером, что значит — идеальное состояние производственной системы или намерение развивать производственный процесс в соответствии со среднесрочным бизнес-планом. Модель проста: Система каскадирования целей Инструменты для улучшения Организация работы цеха
Модель работает на основании 5 базовых принципах: бенчмаркетинг, обучение сотрудников, остановка линии, сроки и последовательность, совещания для быстрого реагирования.
На основе концепции Douki Seisan, Lean- это производство требуемого объема продукции в рамках запланированного времени выполнения заказа (при этом запланированное время выполнения заказа должно быть максимально сокращено). Увлекательный доклад Дмитрия вызвал огромный интерес у аудитории. По окончании первого дня Конференции участники продолжали обсуждение в кулуарах.
Продолжили тему второй секции Конференции: практика внедрения технологий «бережливого производства» на предприятиях, Борис Селецкий, Специалист по организации производства General Motors Auto и Козинченко Виталий, Лидер проекта бережливого производства ЗАО «Филип Моррис Ижора».
Филип Моррис выступил с концепцией «OPEN», базирующейся на четырех константах: автономные команды, целевые улучшения, контролируемые эксперименты и широте мыслей. Здесь также компания избрала путь гибкого управления нацеленного на потребителя. Однако более мобильно и демократично, что отразилось в системе поощрений работников предприятия и границах экспериментов в рамках проекта.
Александр Груздев, Генеральный директор «ЛПК-Консалтинг» продолжил тему секции, но акцент сделал на объединенную рабочую группу, как ключевой фактор успеха в совместных Lean проектах Клиента и Поставщика. Первый день Конференции завершился экскурсией на завод Nissan. Участники Конференции увидели работу производства полным ходом. Завод состоит из трех корпусов: административный, основной — здесь находится зона логистики, зона сварки кузовов, участок сборки и покрасочный — отдельный цех. Компания рассчитана на элитную целевую аудиторию, поэтому выпускает дорогостоящие автомобили.
Второй день Конференции «LeanProm» был посвящен «бережливому» управлению и планированию производства. Стратегическое планирование платформа для любого процесса, в управлении, ориентированном на концепцию бережливого производства, является универсальной точкой с нулевой погрешностью. О принципе нулевой ошибки рассказал Сергей Лаврентьев, ИТ менеджер FordSollers Холдинг. В своем докладе он подробно остановился на применении ИТ для автоматизации LEAN инструментов на автосборочном предприятии Ford. Оптимизация ИТ изначально выстроена за счет LEAN инструментов и производительность здесь носит прикладной характер. Сергей привел пример системы Poka-yoke (принцип нулевой ошибки), которая является ключевой для компании Ford. Константин Новиков, ООО «Рэмос-Альфа» в вопросе управления пошел от обратного и выделил три мифа эффективного управления.
• Миф первый: системы управления компаниями, доставшиеся в наследство от эпохи массового производства ХХ-го века, могут быть эффективными и сегодня.
• Миф второй: мотивация отделима от системы управления.
• Миф третий: «от нас ничего не зависит».
Весь доклад строился на упорядочении системы «Верхи не могут — Низы не хотят». Существенно изменились внешние и внутренние условия производства и производительности. TOP-менеджмент перегружен. Мотивация не подкреплена. Мы не всевластны. Константин подчеркнул, что «практика без теории слепа», поэтому любой переход или модернизация требуют обучения: «Мы различаем образование и обучение. Обучение — процесс передачи навыков и умений на практике в процессе решения проблем. Единственная ошибка менеджмента — отказ от обучения».
Антон Думин, Директор департамента ИТ ЗАО «АЭМ-технологии» и Артем Кареев, Начальник отдела внедрения ПСР ЗАО «АЭМ-технологии» подробно охарактеризовали работу предприятия как со стороны автоматизации предприятия и ИТ оптимизации его процессов, так и опытом внедрения Производственной системы на завод. Создана единая пошаговая система, прочно закрепленная и развивающаяся в информационной структуре.
О планировании, как ключевом звене при организации в рамках Supply Chain (организационная стратегия и прикладное программное обеспечение) остановился Сергей Белец, Директор ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод». «В рамках одной дирекции объединены все функции Supply Chain: Производственное планирование; Материальный учёт и внутрицеховая логистика; Закупки; Внешняя логистика; Таможенное оформление. Один из самых сложных производственных процессов сосредоточен в одних руках, каждая ошибка имеет свои фамилию, имя и отчество и всегда может быть скорректирована»- убежден Сергей.
Итоги Конференции подвел Кирилл Александрович Соловейчик. Не смотря на бурное развитие бережливости в автоматизации производства, есть проблемы, которые необходимо решать как следствие оптимизации процессов управления и планирования. Внедрение ИТ при помощи Lean-инструментов способствует развитию бизнес-процессов и является основополагающим для модернизации производства.
Актуальность Российской научно-практической Конференции по промышленности и производству «LeanProm» очевидна. Рост производства, выход на рынок, конкурентоспособность или просто личное видение управляющего перспектив развития бизнес-процессов требуют модернизации. Сегодня эффективная система развития для предприятий — это, прежде всего, бережливые технологии.
Обсуждению практического опыта и лучшей отечественной и международной практики в данной сфере и была посвящена Конференция.